Мало–помалу. Локальные скульптуры непрогнозируемых форм заселяют жилые новостройки

Автор фото: Интерпресс

Девелоперы стараются разнообразить жилые комплексы, не просто благоустраивая прилегающую территорию, но и устанавливая различные элементы городской среды. Чаще всего это малые архитектурные формы или скульптуры. Но иногда дело доходит и до памятников конкретным деятелям истории или культуры.

Зверье мое

Одним из первых застройщиков, начавших украшать прилегающую территорию новостроек, стало ЗАО "М–индустрия", ныне почившее в бозе. В начале 2000–х годов в районе станции метро "Проспект Ветеранов" появились три жилых комплекса со скульптурами. Около дома со львами на ул. Танкиста Хрустицкого, 62, поставили 12 фигур хищников. На территории дома со слонами, что на пр. Ветеранов, 52, расположили обнимающихся гранитных слонов, а в арке дома с русалкой на Хрустицкого, 9, сидит женщина с рыбьим хвостом и голой грудью.
А вот около дома 17 по Дачному пр. девелопер установил статую коня. Поскольку изваяние находится не во дворе, а выходит на площадь на пересечении с пр. Ветеранов, у него часто фотографируются, а получившиеся снимки постят в социальных сетях.
Правда, общедоступность лошадки не раз провоцировала и акты вандализма. Однажды коня опрокинули, в другой раз раскрасили гриву в цвета прайд–флага, а туловище — в голубой.

Мини–столицы

Судя по фотографиям все в тех же соцсетях, одни из самых известных в Петербурге малых архитектурных форм находятся во дворе дома на пр. Космонавтов, 63, корп. 1. Там создан целый уголок Франции с миниатюрными Эйфелевой башней, Триумфальной аркой и стеклянным куполом Лувра. Возможно, это единственный двор в спальном районе, куда приезжают для свадебных фотосессий.
Создатель комплекса Анатолий Павлов, руководивший строительством дома, рассказал "ДП", что главной целью было стремление к индивидуальности, попытка предложить покупателям "не просто квадратные метры, а комплекс ощущений и восприятия". "Инвестиции в индивидуальность немалые, но они скорее имиджевые, а не в расчете на прямую выгоду", — говорит Павлов.
Сейчас созданное Павловым ООО "Дом на Ленсовета" возводит жилой дом "Барселона" во дворах на ул. Ленсовета, 87. Там перед входом планируется соорудить фонтан, напоминающий знаменитую барселонскую "Ящерицу" Антонио Гауди. А это уже не просто красивый элемент инфраструктуры — он требует постоянных трат на содержание. И без денежных вливаний быстро "пересохнет", как это случилось со многими фонтанами в сталинских кварталах.
"Если покупатели пошли на приобретение квартиры в жилом комплексе с малыми архитектурными формами, то это был их осознанный выбор, поскольку все является общедомовой собственностью. Расходы на содержание, правда, невелики", — говорит Анатолий Павлов.

Есенин потерялся

Но не всегда в рамках жилищных проектов появляются абстрактные архитектурные формы или изваяния. В 2009 году силами ЗАО "Строительный трест" на ул. Есенина около одноименного жилого комплекса (недавно он приобрел всероссийскую славу как один из худших "муравейников" Петербурга, а снимок этой высотки сверху блогер Илья Варламов охарактеризовал емким, но нехорошим словом) был установлен памятник поэту. Изваял скульптуру не кто–нибудь, а один из самых титулованных городских скульпторов Альберт Чаркин (ныне покойный), являющийся автором другого Есенина — в Таврическом саду.
Его произведение не спаслось от судьбы всех аналогичных объектов в спальных районах: он потерялся на фоне 25–этажной громады. Созданная вокруг благоустроенная площадка тоже не способствует тому, чтобы случайный прохожий остановился и не спеша принялся созерцать: вокруг нет ни одной скамейки.

Памяти почивших корпусов

Крайне редко застройщики пытаются не просто как–то разнообразить прилегающее пространство, но и напомнить об истории места. В 2012 году под застройку жилым комплексом "Самоцветы" расчистили промзону завода имени Калинина на берегу Смоленки, на углу с Уральской ул. ЛенСпецСМУ построило на этом месте четыре дома и детский сад. Казалось бы, очередная веха истории закрыта. Но нет: кто–то подсказал строителям сохранить найденный при сносе старых корпусов памятник 1985 года, установленный в честь подвигов рабочих этого предприятия. И его разместили уже даже не внутри двора, а на набережной, создав вокруг небольшую площадь и поставив на высокий постамент.
Через некоторое время после этого ЛенСпецСМУ фактически повторила успех первого начинания. Стерев под жилой комплекс с лица земли обанкроченный "Вагонмаш", фирма решила напомнить, что было такое предприятие, что почти все вагоны питерского метро производились здесь, на Заставской. И в 2017 году холдинг соорудил в новом скверике декоративную композицию с дверью вагона метро, а также текстом об истории завода и участии его сотрудников в войне. Крупными цифрами выделено время существования предприятия — 1874–2013 годы.
Вход в сквер — через новую арку, которая по формам напоминает торец одного из вагонмашевских корпусов.
Схожим, но более деликатным образом поступила группа RBI: во дворе нового жилого дома на Пискаревском пр., 1, исключительно для красоты сохранила и отреставрировала водонапорную башню Охтинской бумагопрядильной мануфактуры. Естественно, никак функционально не используемую.
Единую "морскую" тему планируют обыграть на придомовой территории девелоперы — соседи по Леонтьевскому мысу (так именуется стрелка Малой Невки и Ждановки) — группа "Л1" и ООО "Леонтьевский мыс". Первая в составе жилого комплекса "Премьер палас" на берегу Малой Невки собирается установить декоративный маяк. Он станет частью пешеходной набережной, которой в основном будут пользоваться сами жильцы. А фирма "Леонтьевский мыс" на самой стрелке задумала памятный знак в виде карты стран Европы, выполненной в технике мозаики.
Облагородить комплексы стремятся не только застройщики дорогой недвижимости. Во дворах известного проекта экономкласса "Северная долина" на Парнасе "Главстрой–СПб" тоже установил малые архитектурные формы. Крыши подземных паркингов украшают бетонные беседки, колонны и шары. Впрочем, такими элементами уже давно никого не удивишь, как, скажем, и детскими площадками.

Скульптуры без спроса

Перед тем как появиться на улицах, памятники и памятные знаки — те, что запланированы на землях общего пользования, — должны проходить через обсуждение в Общественной палате Петербурга. Однако это происходит не всегда, сетует председатель профильной комиссии этой палаты по сохранению историко–культурного наследия и туристической привлекательности Дмитрий Шерих.
По его словам, недавно на пр. Королева появилась архитектурная композиция "Самолеты", а на 1–й Советской ул. — карета. "Эти объекты никто не обсуждал — ни градсовет, ни Общественная палата, ни Союз архитекторов. Кому–то пришло в голову — взял и поставил", — говорит Шерих. Малые архитектурные формы, отмечает он, оказались в серой зоне: никем не рассматриваются, "что говорить о таких же объектах во дворах в составе частных жилых комплексов".
Положительным явлением член общественной палаты назвал примеры от ЛенСпецСМУ и RBI, когда в декоративных элементах прослеживается связь с местом. "Но здесь есть и другой момент. Если мы действительно отсылаем к каким–то важным событиям для нашего города, к блокаде или к петровскому периоду истории, достойны ли их такие маленькие объекты? Может, нужно переходить на новый уровень и ставить хорошие полномасштабные памятники, прошедшие экспертизу и обсуждение во всех культурных сообществах?" — говорит Дмитрий Шерих.
Собиратель и исследователь петербургского фольклора Наум Синдаловский уверен, что подходить к выбору как самих проектов памятников, так и мест для их установки нужно комплексно и с большой осторожностью.
"В районах новостроек недостает малой архитектуры и скульптуры, которая всегда оживляет территорию, зачастую застроенную однообразными домами. Но новые объекты должны соответствовать не только концепции, придуманной застройщиком, но и окружающему городскому пространству", — уверен Наум Синдаловский.