Россия по объему фрилансерского рынка входит в мировую десятку. Однако статус самозанятых в стране до сих пор остается неоднозначным, при этом у государства нет отлаженного инструмента по взиманию с них налогов. Что значит быть "вольным наемником" в России и в чем недостатки такого пути, разбирался "ДП".
К декабрю в Петербурге, по подсчетам МОТ, проживало 44,8 тыс. безработных граждан. По статистике Центра занятости населения, таковых оказалось гораздо меньше — 10,8 тыс. человек. Разница в цифрах объясняется доброй волей — гражданин может встать на учет на бирже труда и получать ежемесячно пособие 4 200 рублей (и только тогда попадет в официальную статистику). Сумма вспомоществования хоть и подросла за 3 года (с 3 924,28 рубля в ноябре 2016–го), но все же итальянское dolce far niente (сладкое ничегонеделание. — Ред.) обходится в российском Петербурге явно дороже. Хочешь не хочешь, но по евангелическим заветам встанешь и пойдешь — на поиски работы.
Падением безработицы часто любят козырять чиновники, когда нужно публично отчитаться о проделанной работе. Откуда эта безработица падает и как — в пароксизме ли отчаяния с моста или как небезызвестная Анна под небезызвестный поезд (тоже не от хорошей, на ее взгляд, жизни), — остается непонятным. Да и что тут понимать? Упала, и все тут, возрадуйтесь.
Однако радоваться особо нечему. По мнению руководителя образовательного направления "Менеджмент" СЗИУ РАНХиГС Александра Нещерета, при подсчете безработицы не учитывают многих факторов: "Служба занятости населения фиксирует только тех, кто зарегистрировался в качестве официально безработных. Мы знаем, что есть существенные ограничения, чтобы человек мог зарегистрироваться как безработный. И для людей без официального места работы это не всегда представляет интерес. С другой стороны, если человек не зарегистрировался и не имеет официального места работы, это не значит, что он не работает. У нас есть такая интересная категория граждан, как самозанятые. О них много говорят, но в плане того, чтобы сделать их налогооблагаемой частью населения. По стране оценки их количества очень разные. Эти люди не являются официально безработными, но в то же время вносят свой вклад в рост ВРП и ВВП".
На вкус и кошелек
По объему денежных средств, которыми оперируют "свободные художники", или фрилансеры, Россия входит в первую десятку в мире, подсчитали в этом году аналитики PayPal. "Работающие безработные" — это про них. Взять "копье" и отправиться на вольные хлеба для поиска заказчиков фрилансеров мотивирует независимость. В опросе PayPal о преимуществах самозанятости каждый второй свободный работник ответил, что "быть себе боссом" — самая привлекательная часть фрилансерской доли. 46% добавили, что возможность работать откуда угодно — тоже плюс, 38% говорят про работу только с проектами, к которым лежит душа. При этом только треть участников опроса выделили в списке более высокий заработок в сравнении с работой "на дядю".
"С каждым годом фриланс как вид трудовой занятости становится более популярным, и мы видим, как меняется общественное мнение. Фрилансера воспринимают как профессионала с развитыми навыками самоорганизации, чего не было еще 5 лет назад, — говорит CEO в FL.ru Евгений Барулин. — Ежемесячно мы фиксируем порядка 1,7 млн уникальных пользователей. Так как у FL.ru есть специализация на определенных профессиях, в этих же категориях из года в год наблюдается оживление и наибольшая динамика. К примеру, в категории "копирайтинг" в 2017–м и 2018–м зарегистрировались 55 тыс. пользователей, "веб–программирование" — 48 тыс., "дизайн сайтов" — 25 тыс. человек".
В профилях разработчиков сайтов, копирайтеров, эсэмэмщиков и прочих специалистов на фриланс–портале бросается в глаза разброс в их собственной оценке месяца работы — есть суммы как 15 тыс. рублей, так и $3 тыс. Кроме того, на подобных порталах зарегистрированы как команды, так и "гордые одиночки". Услуги — самые разные. Так, консультация по продвижению сайта обойдется в 300 рублей, разработка дизайна сайта — тоже в 300, но тысяч рублей, а оригинальный (или с потугой на это) логотип компании стоит 20 тыс. рублей.
Ценообразование на фрилансерском рынке определяется соотношением уровня специалиста и возможностями заказчика, объясняет специалист по коммуникациям онлайн–сервиса бытовых и бизнес–услуг YouDo.com Анастасия Дементьева: "Стоимость услуг фрилансеров зависит от их опыта, квалификации, качества портфолио, отзывов заказчиков и умения продавать свои услуги. На YouDo.com финальную стоимость работы исполнитель и заказчик определяют по взаимной договоренности. Фрилансер может согласиться с ценой, указанной в задании, или предложить свою. Начинающие специалисты без портфолио и отзывов, чтобы получить заказ, часто предлагают клиенту скидку или дополнительную услугу в подарок, например доставку ключей до работы после уборки. Не промахнуться помогают минимальные цены, которые установлены в каждой категории. Они рассчитываются на основании сотен тысяч заданий на сервисе".
Не платил налог — спи спокойно
В конце ноября президент подписал закон о налогах для самозанятых. С 1 января 2019 года он стартует как пилотный проект и коснется только Москвы, Московской и Калужской областей, а также Татарстана. При этом характерна формулировка, что им предоставляется возможность уплачивать налог в размере 4% от доходов, полученных от продажи товаров и услуг физическим лицам, и 6% — если оные реализовывались юридическим лицам. Для тех, чей доход не превышает 200 тыс. рублей в месяц, платить налог с заработка будет не обязанностью, а правом. Обкатывать систему в правительстве намерены до 31 декабря 2028 года.
Позднее Госдума отклонила законопроект, обязывающий самозанятых граждан самостоятельно уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд, ФОМС и Фонд социального страхования. Причина — хотят уберечь "свободных художников" от двойного налогообложения.
Вывод работающих на себя людей из тени — интересный государственный кейс. Любимыми принудительными мерами тут самозанятых на свет не выкуришь, как бы ни хотелось этих миллиардов рублей, проходящих мимо бюджета. Да и не очень понятен их статус в правительственных глазах. Нянечка — это "злостный неплательщик налогов" или "субъект в зоне социального риска"? Или возьмем выше — неэффективно используемый трудовой ресурс? Судя по призыву Владимира Путина защитить права работающих онлайн, власть смотрит на проблему чуть шире и с забегом в будущее — общемировая тенденция на "утекание" работников с традиционных рабочих мест в онлайн есть и в нашей стране.
Директор ООО "АРЕС" Сергей Лопаткин объясняет популярность фриланса в России не трендами, а возможностью уйти от налогов. При этом в неспокойные времена, когда "вольные наемники" жертвуют свободой ради стабильности и стремятся под крыло начальника, обратный путь становится тернистым. "Опыт фриланса в резюме кандидата — черная метка. Такая же, как опыт индивидуального предпринимателя. Это заведомые проблемы с управляемостью работника. За редким исключением, фриласеры в недавнем прошлом неинтересны. Поэтому могут скрывать опыт фриланса, оформляться у друзей и знакомых, чтобы не терять рабочий стаж, и т. п. Фриланс в России очень популярен, потому что не облагался налогами до недавнего времени, а не потому что такова общемировая тенденция. Но сами фрилансеры не популярны. У нас азиатская система управления, начальник должен видеть подчиненного, как работник реагирует на "кнут и пряник", — говорит Сергей Лопаткин.