Медиаменеджер и один из крупнейших российских издателей Виктор Шкулев усиливает свои позиции на рынке региональных СМИ. Президент Hearst Shkulev Publishing вслед за уральскими и сибирскими новостными ресурсами приобрел контрольный пакет акций АО "Ажур-медиа". Интернет-газету "Фонтанка" ждут структурные перемены и переосмысление бизнес-модели.
Российский медиаменеджер Виктор Шкулев стал совладельцем АО "Ажур-Медиа", издающего интернет-газету "Фонтанка" — самое цитируемое петербургское СМИ. Сделка по приобретению контрольного пакета акций называется ее участниками одной из крупнейших на рынке электронных медиа Петербурга за последнее время.
Детали соглашения держатся в секрете, однако речь может идти о сумме не менее 8 млн евро. При продаже шведским холдингом Bonnier AB доли в "Ажур-медиа" речь шла именно о такой сумме. С тех пор выручка акционерного общества выросла со 125 млн рублей в год до 164,1 млн рублей. Чистая прибыль при этом держалась на стабильном уровне и не опускалась ниже 14 млн рублей.
Долгая подготовка
Слухи о продаже "Ажур-медиа" активизировались в октябре прошлого года. Изначально источники говорили о договоренностях с холдингом "Газпром-медиа", который управляет телеканалами НТВ, ТНТ, ТВ-3, "Пятница!", ТНТ4, "Матч ТВ", 2х2, "Супер", занимается кинопроизводством и дистрибуцией ("Киностудия КИТ", "Централ Партнершип", Comedy Club Production, Good Story Media), владеет радиостанциями "Авторадио", Energy, "Юмор FM", "Радио Romantika", Comedy Radio, Like FM, Relax FM, "Детское радио", "Эхо Москвы", а также активами в интернете (Ruform, "ТНТ-Premier") и печати ("Семь дней" и "Медиа Пресс").
Среди других возможных бенефициаров сделки в журналистской среде называли влиятельного петербургского бизнесмена, миллиардера Евгения Пригожина (№69 в рейтинге предпринимателей с состоянием 13,8 млрд рублей), владельца группы компаний ЕСН Григория Березкина.
Как заявил 10 января председатель совета директоров "Ажур-медиа" Андрей Константинов, реальным покупателем стал Виктор Шкулев. Таким образом, он получил статус основного акционера компании. Миноритарным пакетом по-прежнему владеют главный редактор Александр Горшков, главред регионального издания 47news Евгений Вышенков, заместитель гендиректора "Ажур-медиа" Андрей Потапенко и сам Константинов. По данным базы СПАРК, им принадлежат 10% от общей доли.
Последний раз собственник "Ажур-медиа" менялся на стыке 2015-2016 годов. Тогда шведский холдинг Bonnier AB из-за ограничений на присутствие иностранного капитала в российских СМИ вынужден был продать контрольный пакет акций. Неофициальным приобретателем активов называлась Fort Group Максима Левченко, однако в его окружении отрицали участие в сделке. Контрольный пакет акций общества, как сообщал "Коммерсант", оценивался тогда в 8 млн евро.
"Это уже становится традицией — на рубеже нового года в медиапространстве Петербурга происходят знаковые события. В конце 2017-го сменились владельцы у "Делового Петербурга", теперь совладельцем "Фонтанки" становится Виктор Шкулев. Интересно, что и в том и в другом случае в роли продавца выступала одна компания", — отмечает руководитель петербургского филиала НТВ Петр Годлевский, который одним из первых сообщал о предстоящей продаже "Фонтанки".
Прежние партнеры приняли решение о полном выходе из бизнеса, уточняет "Фонтанка". "Это событие открывает новые перспективы и возможности для "Фонтанки". Давняя мечта тех, кто создавал интернет-газету, заключалась в том, чтобы найти надежного и профессионального партнера, с которым вместе можно было бы развивать наш проект. Я очень доволен, что интерес к "Фонтанке" проявил Виктор Шкулев, с которым мы знакомы с 1994 года, со времен работы в "Комсомольской правде". Это один из самых серьезных в мире медиа людей в России, предприниматель, говорящий с нами на одном языке. Он много опытнее нас, но нам понятны и близки его взгляды на бизнес", — прокомментировал событие Андрей Константинов.
По данным СПАРК, финансовые показатели "Ажур-медиа" стабильны. С 2014 года выручка организации увеличилась со 124,9 млн рублей до 164,1 млн рублей на начало 2018-го. Стоимость чистых активов сейчас оценивается в 27,5 млн рублей. Прибыль в последние 3 года плавно выросла с 16,7 млн рублей до 18,1 млн рублей.
Глянец с региональным блеском
Виктор Шкулев — глава Hearst Shkulev Media. В группу компаний входят бренды глянцевых журналов ELLE, MAXIM, Marie Claire, "Счастливые Родители"/Parents, Psychologies, "Антенна-Телесемь", StarHit, "Вокруг Света", Woman's Day, Woman.ru, сеть мужских ресурсов maximonline.ru и vokrugsveta.ru. В последние годы Шкулев начал инвестировать в региональные новостные сайты. Так, в 2013 году под его контроль перешло ЗАО "НГС", управлявшее порталами в Новосибирске, Красноярске, Омске, Кузбассе, Барнауле, Томске и Иркутске. При этом основатели НГС Максим Сидоркин, Артур Беленький и Демид Проценко, как и в схеме по покупке "Ажур-медиа", остались миноритариями. Кроме того, Hearst Shkulev Media выкупил у "Вымпелкома" екатеринбургский портал E1.ru.
В 2015 году состоялась еще одна сделка. На этот раз под контроль холдинга Шкулева перешла компания Rugion с головным офисом в Челябинске и ведущим информационным порталом Южного Урала 74.ru. Совокупная аудитория проектов Hearst Shkulev Digital превышает 50 млн посетителей в месяц. Медиахолдинг входит в десятку крупнейших компаний России по совокупной аудитории интернет-проектов.
Как заверил Константинов, серьезных изменений в редакционной политике "Фонтанки" не намечается. Предполагается, что основные перемены затронут бизнес-структуру издания. Между тем предыдущие сделки с участием Шкулева запускали процесс кадровых перестановок как в руководстве изданий, так и в составе редакций. К примеру, после приобретения Rugion в компании упразднили структуру управления, из нее ушла директор Юлия Шевченко, а с портала 74.ru в проект "Антенна-Телесемь" и представительство Wday.ru на Южном Урале перешла директор Елена Герасименко. Региональный сайт покинули редактор Сергей Крапивин, главный редактор Марина Пустовая, несколько журналистов и менеджеров. В конце прошлого года портал анонсировал масштабный ребрендинг и смену дизайна.
Сам Виктор Шкулев допускает переформатирование "Фонтанки". "Пока, при первичном взгляде, мне кажется, что "Фонтанка" могла бы быть еще более региональным медиа, потому что сегодня журналистских ресурсов не так много и часть их направлена на то, чтобы освещать федеральную повестку. Но возможно, что лучше эту поляну оставлять федеральным медиа и больше сосредотачиваться на уникальности петербургского рынка и локальной тематики", — подчеркнул Шкулев.
Покупатель актива также развеял слухи о скрытых мотивах сделки. Ранее среди журналистов звучали мнения о том, что "Фонтанка" нужна новым собственникам в политических целях. Косвенно эти домыслы подтверждались сменой губернатора в Петербурге и совершением покупки в год, когда жители города будут выбирать нового градоначальника.
"Переговоры мы начали 1,5 года назад. Это был длительный процесс. Мы сделали, как положено, какое-то количество аудитов, долго дискутировали по всем деталям. Теперь этот процесс завершен. В конце концов, для нас, как для инвесторов этого проекта, выбирается губернатор или не выбирается губернатор — не имеет значения. Все-таки мы в большей степени сориентированы на другое: на рынок и на то, что на этом рынке интересует горожан. Мы точно знаем, что политические новости не являются приоритетными для нашей аудитории", — добавил Шкулев.
Журналист "Фонтанки" Илья Казаков воспринял новость о приходе Виктора Шкулева в Петербург с воодушевлением. "У меня к нему крайне уважительное отношение. И не только потому, что я долгое время проработал на сайтах Hearst Shkulev до переезда в Петербург, печатался в "Стархите" и до сих пор с ностальгией вспоминаю Екатеринбург (и слежу за новостями на E1.ru). Еще в 2014 году, когда меня после материала про Донбасс объявило другом хунты НТВ и вылавливали у дома корреспонденты, Виктор Михайлович (на минуточку, один из богатейших людей России, владелец заводов и пароходов) лично позвонил мне на сотовый и начал разговор буквально с вопроса "Как вы?", сказал, что "все будет хорошо", "держитесь". Теперь держаться надо болотистому медиарынку Северной столицы, потому что потенциал у синергии огромный", — написал Казаков на своей странице в Facebook.