Мощности для производства автомобилей в России останутся избыточными, пока не вырастет экспорт или внутренний спрос.
На прошлой неделе Ассоциация европейского бизнеса подвела итоги продаж автомобилей в России в 2018 году. Отечественный авторынок вырос на 13%, однако, несмотря на положительную динамику, в абсолютных цифрах продажи по–прежнему держатся на низком уровне. В прошлом году на территории России было реализовано 1,8 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, и это примерно на 100 тыс. меньше, чем в 2010 году, после мирового кризиса. Аналитики уверяют, что в наступившем году отрасль ждет стагнация, а может быть, даже падение продаж. Это, в свою очередь, отразится и на работе автомобильных заводов на территории страны, которые и так сегодня загружены менее чем наполовину.
Жертвы оптимизации
Хотя в последние годы автомобильная отрасль начала восстанавливаться после сильного спада в 2014–2015 годах, участники рынка продолжают утверждать, что кризис до сих пор не преодолен. Факты говорят о том, что тяжелые времена переживает не только Россия. В 2018 году впервые более чем за 20 лет было зафиксировано падение авторынка Китая, немецкие компании продолжают пожинать плоды "дизельгейта", а некогда лидер мирового авторынка Ford всерьез задумался об оптимизации и закрытии нескольких заводов в Европе. Как полагают аналитики отрасли, завод Ford Motor Company во Всеволожске находится в группе риска. Кроме того, о возможном сворачивании производства на этой площадке говорят уже не первый год.
"Всю ситуацию с Ford на протяжении последних лет можно описать фразой "как не надо было делать". Бизнес–концепция One Ford, которая в середине 2000–х годов помогла бренду резко сократить издержки, не показала эффективности", — рассказал автомобильный эксперт Илья Огородников.
Суть стратегии One Ford заключается в продаже одного и того же модельного ряда, созданного на минимальном количестве платформ, по всему миру с небольшой коррекцией по локальным рынкам. По мнению эксперта, спасти ситуацию может только оптимизация продуктовой линейки под конкретные запросы каждого рынка с максимальной локализацией для установления конкурентоспособной цены. Но это потребует серьезных затрат и глобального перераспределения ресурсов компании.
Тем не менее участники рынка отмечают, что проблема завода во Всеволожске заключается не только в промахах материнской компании. Нельзя списывать со счетов сложную экономическую ситуацию в России. Отечественный авторынок развивается по большой синусоиде, которая почти полностью исключает возможность долгосрочного планирования.
"Русский Детройт"
Инвестировать в бизнес в России сегодня могут себе позволить только крупные компании, которые уверенно чувствуют себя на рынке. Но их не так уж много. Это в первую очередь бренды, которые занимаются производством машин в Петербурге. В конце 2018 года Смольный подписал специальный инвестиционный контракт (СПИК) с ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус". Компания вложит в развитие предприятия 16,6 млрд рублей. Документ будет действовать до 2027 года.
Повод для расширения у Hyundai есть. В 2018 году ХММР выпустил 246,5 тыс. автомобилей, хотя заявленная производственная мощность завода составляет всего 200 тыс. машин в год. В планах компании также строительство завода двигателей, что поможет увеличить уровень локализации производства.
Еще один СПИК (уже с федеральными властями) подписал АвтоВАЗ вместе с Renault–Nissan–Mitsubishi. В рамках 10-летнего контракта АвтоВАЗ инвестирует около 70 млрд рублей.
О планах по повышению уровня локализации производства в этом году рассказали и в Toyota, однако подробности раскрыты не были. Всего петербургские заводы Hyundai, Nissan и Toyota за 11 месяцев 2018 года выпустили 344,1 тыс. легковых машин, говорится в отчете агентства "Auto–Dealer–СПб". Это составляет 24,6% от общего объема производства автомобилей в России.
Большие перемены ждут также площадку General Motors, которая пустует более 3 лет. Производственные помещения завода в Шушарах планирует купить ООО "Юнисон Авто Рус", петербургская "дочка" белорусской компании "Юнисон". Федеральная антимонопольная служба России уже одобрила ходатайство "Юнисон Авто Рус". О том, что будет производиться на предприятии, официальной информации нет. Эксперты предполагают, что будет мультибрендовая производственная площадка, которая станет гибкой к адаптации новых моделей.
"Стоит посмотреть на тот модельный ряд, который есть на заводе компании "Юнисон" в Белоруссии. Понятно, что есть планы по локализации марки Zotye. Возможно, даже двух моделей с электрическими двигателями — E200EV и Z500EV. Но в России их будет не так просто вывести на рынок", — считает генеральный директор агентства "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин.
По его словам, для компании более интересна на первом этапе будет крупноузловая сборка. Вероятность того, что это будут автомобили Cadillac или Chevrolet (бренды GM), крайне мала.
Работа вполсилы
Пока одни вкладываются в развитие предприятий, другие жалуются на простой: загруженность мощностей автомобильных заводов в России сегодня составляет 40–45%, отмечает заместитель генерального директора ОАО "АСМ–холдинг" Александр Ковригин.
"Господдержка автопрома — пустая трата средств. Она дает лишь временный всплеск, в то время как покупательная способность населения остается низкой. Именно она больше других факторов влияет на продажи и, соответственно, на производство", — считает он. Эксперт говорит, что в таких условиях избавиться от избыточности мощностей можно, только развивая экспорт автомобилей.
По последним данным агентства "Автостат", за 11 месяцев 2018 года с российских автозаводов за рубеж было отправлено 84,6 тыс. машин, что на 8% больше, чем за тот же период 2017 года. Это менее 10% от общего числа производимых в России автомобилей.
Как отмечает старший вице–президент Российского экспортного центра Никита Гусаков, львиная доля экспортируемой продукции идет в страны СНГ — около 80%.
Примечательно, что стоимость машин, отправленных за рубеж, в январе–ноябре прошедшего года составила $1,2 млрд, а ввезенных на территорию страны — $6,6 млрд. Эти цифры подтверждают, что отечественная продукция проявляет себя за границей пока довольно слабо. Следовательно, полагают эксперты, российские заводы так и останутся недозагруженными.
“
Перспективы у автомобилей российского производства за рубежом есть только в условиях, если рубль так и останется слабым, а уровень локализации заводов в России будет расти. Основная проблема заключается именно в локализации, которая в среднем по стране сохраняется на уровне ниже 50%. Крупные важные детали, такие как двигатель, коробка передач, производятся внутри страны в ограниченном объеме. Без этого дальнейшее движение на экспорт не имеет смысла даже при наличии ценового преимущества. Выхода из этой ситуации пока не видно, так как инвестиционный климат сейчас крайне далек от благоприятного.
Сергей Баранов
эксперт JATO Dynamics
“
Как показала практика, наиболее существенным фактором в развитии производственных мощностей на территории России является поддержка со стороны правительства. В последние годы Минпромторг реализовал ряд программ, направленных на стимулирование рынка, на компенсацию затрат автопроизводителей, что дало свой эффект. Но для дальнейшего развития внутреннего рынка и автопромышленности требуются и другие меры: пересмотр текущего подхода государства к уровню используемых в автомобилях технологий и повышение требований к их качеству, безопасности и экологичности.
Роман Скольский
представитель российского подразделения Nissan