В России услуги пластических хирургов становятся все популярнее. При этом нередко отношения пациентов с медицинскими клиниками заканчиваются в суде. По оценкам юристов, количество исков к медучреждениям ежегодно растет.
В Санкт–Петербурге близится к финалу судебный процесс клиники пластической хирургии ООО "Мед Альянс", хирург которой, по версии следствия, сделал некачественную ринопластику известному бьюти–блогеру Анастасии Шпагиной, на чей "инстаграм" подписано более 2 млн подписчиков.
"Никакого дела не возникло бы, если бы одна из неудовлетворенных пациенток не была бы "хайповой" в подростковой среде "бьюти–блогершей", которая активно поучаствовала в разнообразных шоу, в том числе съездила даже на программу "Пусть говорят", — полагает управляющий партнер адвокатского бюро "Адвокатская группа ОНЕГИН" адвокат Ольга Зиновьева, представляющая интересы подсудимого гендиректора "Мед Альянс" Алексея Новикова.
По версии следствия, клиника не имела лицензии на оказание услуг пластической хирургии в стационарных условиях. Однако адвокат Зиновьева оспаривает позицию правоохранителей: клиника имела и имеет все необходимые лицензии, операции выполнял талантливый пластический хирург, имеющий все необходимые допуски. При этом в рамках уголовного дела пока не заявлено ни одного гражданского иска.
"Зачастую пластика рассматривается как нечто обыденное, при этом не все люди осознают, что любое медицинское вмешательство — это риск для здоровья и даже жизни пациентов", — отмечает старший юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и партнеры" Ольга Дученко.
В прошлом году Минздрав вследствие роста смертельных случаев и случаев причинения тяжкого вреда здоровью ужесточил требования к центрам эстетической хирургии. Отметим, что, по данным открытых источников, в Следственный комитет России в 2017 году было направлено более 6 тыс. заявлений по поводу некачественной, с точки зрения их авторов, медицинской помощи. Почти в 1,8 тыс. случаев правоохранители признали жалобы обоснованными и возбудили уголовные дела. Не исключено, что эта ситуация может привести к введению в Уголовный кодекс РФ новой статьи — о врачебной ошибке.
"На данный момент многие клиники из–за несоответствия этим требованиям прекратили или приостановили свою деятельность", — уточняет управляющий партнер Legal to BusinessСветлана Гузь.
Качеством услуг, оказываемых центрами эстетической медицины, пациенты нередко остаются недовольны, и в этом случае возникают судебные споры. Правда, в оценке их числа юристы расходятся. Так, адвокат Юлия Андреева, соруководитель практики частных клиентов адвокатского бюро "S&K Вертикаль", говорит, что, исходя из анализа решений судов, обращений не так много: "Установить какую–то общую тенденцию роста или снижения количества исков очень сложно".
Ей оппонируют коллеги. Ольга Зиновьева полагает, что с учетом распространенности услуг такого рода, финансовой емкости индустрии красоты, появления на рынке большого числа хирургов с незначительным опытом наблюдается устойчивая тенденция к росту.
"Количество рассмотренных дел по искам к клиникам пластической хирургии за 2018 год возросло в 3 раза в сравнении с 2017 годом", — подтверждает тезис Светлана Гузь, обращая внимание на динамику количества споров с клиниками пластической хирургии, дошедших до кассационной инстанции.
Средний размер иска, по оценке компании Legal to Business, может превышать 200–300 тыс. рублей. Моральный вред, добавляет адвокат Андреева, в среднем составляет 100–150 тыс. рублей.
Судебная практика стимулирует клиники пластической хирургии защищать свои интересы, принимая превентивные меры. Медучреждения уделяют большое внимание не только качественному оказанию услуг, но и грамотному оформлению юридически значимого документооборота: договоров, информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство, отказов от вмешательства и т. д.
Однако пока, к примеру, практика страхования гражданских рисков широкое распространение не получила. "Обязательного страхования профессиональной ответственности медработников в России нет, некоторые частные клиники страхуют свою ответственность, для государственных клиник на эту услугу в бюджете денег нет", — говорят в адвокатском бюро "S&K Вертикаль".
Топ–5 самых распространенных требований к медклиникам:
— Взыскание стоимости оказанной услуги
— Возмещение вреда, причиненного здоровью
— Компенсация морального вреда
— Взыскание неустойки
— Взыскание штрафа
Источник: юридическая компания «Качкин и партнеры»