Горизонт событий завален. Творческие комментарии к фотографии черной дыры

Аккурат к российскому Дню космонавтики европейские ученые представили первые фотографии горизонта событий черной дыры, находящейся в центре галактики М87, что стало, пожалуй, самой обсуждаемой новостью из мира науки за последнее время. Все рады, но практически никто не понимает, что это значит. Именно поэтому "ДП" вновь предлагает культурологическое объяснение феномена: через кино, музыку, литературу, живопись и, конечно, еду.

Кино

"Высшее общество", Клер Дени

Все сейчас вспоминают "Интерстеллар" Кристофера Нолана, но нам, конечно, куда интереснее другое кино. 11 апреля до российских экранов добралось "Высшее общество" великой француженки Клер Дени, где Жюльет Бинош везет к черной дыре шестерых приговоренных к смерти преступников, в числе которых Миа Гот и Роберт Паттинсон. Впечатляющее исследование человеческой психологии, сексуальности и феномена семьи на краю бездны. Изображение самого объекта в картине, между прочим, — точь–в–точь фотография европейских ученых.
Цитата: "Мы были отбросами, сорняками и никому не нужными изгоями. Пока кому–то не пришло в голову принести нас в жертву".

Книга

"И грянул гром", Рэй Брэдбери

Культовый рассказ культового фантаста об одной раздавленной бабочке, повлиявшей на будущее планеты. Примерно так сегодня физики описывают последствия попадания любой элементарной частицы в черную дыру: каждое добавление массы меняет размеры загадочного космического объекта, а значит, меняет ситуацию, причем настолько сильно, что невозможно предсказать, как именно. Так что разгадать, что именно происходит за горизонтом событий, невозможно еще и потому, что там происходит сплошной и бесконечный хаос. Который, впрочем, тоже невозможно понять. Замкнутый круг.
Цитата: "После обвала — зеленый покой. После кошмара — утро".

Музыка

"Черные дыры", Александр Башлачев

Черная дыра в искусстве — всегда метафора, причем затертая до дыр. С другой стороны, очевидные образы прекрасны именно тем, что по качеству их использования можно отличить великого художника от скверного. То есть Башлачева, например, от всех остальных.
Цитата: "Учимся пить, но в колодцах замерзла вода. Черные–черные дыры, из них не напиться. Мы вязли в песке, потом скользнули по лезвию льда. Потом потеряли сознание и рукавицы".

Живопись

"Пустота", Наталья Гончарова

Наверное, на этом месте все–таки должен был быть Малевич с "Черным квадратом", но мы снова зайдем не с парадного входа. "Пустота" Натальи Гончаровой — это один из первых для русской живописи примеров абстрактной структуры в виде разноцветных, неправильных колец. Они неустойчивы по очертаниям, находятся в непрерывном движении, сжимаются и разжимаются, разрушают материальную плотность, предстают то пустыми, то полными. Ну то есть вполне себе черная дыра. Да, не черная. И да, не дыра. Но вообще–то нашумевшая фотография — это не совсем изображение объекта, а скорее его тень. Что под ней? А почему бы и не картина Гончаровой?

Еда

Черная паэлья с креветками

Из черных блюд между лакричными конфетами и чернилами каракатицы мы, как говорится, выбираем не задумываясь.
Ингредиенты: рис — 160 г, креветки — 4 шт., мидии — 100 г, каракатица — 150 г, зеленый горошек (консервированный) — 20 г, кальмары —120 г, чеснок — 1 зубчик, бульон рыбный — 700 мл, масло оливковое — 2 ст. л., чернила каракатицы — 5 г.
Разогреть оливковое масло, выложить на сковороду раздавленный зубчик чеснока, мидии, каракатиц и нарезанных кольцами кальмаров. Слегка обжаривать, помешивая, затем вынуть морепродукты и отложить. Затем ту же самую процедуру проделать с креветками. Остальные морепродукты выложить обратно в сковороду, залить бульоном, добавив чернила каракатицы. Довести до кипения и всыпать промытый рис. Тушить на слабом огне около 15 минут, пока не впитается вся жидкость. Затем посыпать паэлью зеленым горошком, аккуратно выложить креветки и прогреть 2 минуты. Дать настояться под крышкой 10 минут. Готово!