Старший вице–президент банка "Открытие" Михаил Иоффе: "Наша первая цель — 5 миллиардов прибыли в год"

Автор фото: Архив "ДП"
Автор фото: Архив "ДП"

В начале года банк "Открытие" завершил процесс юридического присоединения Бинбанка и "Бинбанк Диджитал". Банк приступил к экспансии на рынке финансовых услуг. Одной из главных целей команда "Открытия" считает запуск современных банковских офисов и digital–каналов взаимодействия с клиентами, а также динамичный рост всех бизнес–линий. О том, как будет развиваться банк в Санкт–Петербурге, "Деловому Петербургу" рассказывает старший вице–президент, управляющий Северо–Западным филиалом банка "Открытие" Михаил Иоффе.

Михаил, можно ли констатировать на сегодняшний день, что санация банка "Открытие", начавшаяся еще в 2017 году, завершена?

— Да, санация практически завершена. Объединенный банк "Открытие" на сегодняшний момент вернул все выделенные ему в рамках санации денежные средства, является устойчивым банком и стремительно развивается на рынке финансовых услуг. По целому ряду показателей "Открытие" входит в топ–5 крупнейших кредитно–финансовых учреждений страны и, я уверен, очень скоро войдет в тройку банков–лидеров.
Собственно, это подтверждается не только ростом нашей клиентской базы, но и решениями рейтинговых агентств. В начале 2019 года сначала международное рейтинговое агентство Moody’s, а затем и российское агентство "Эксперт РА" подняли долгосрочные рейтинги банка "Открытие" сразу на две ступени — до уровня Ba2 и ruAA– соответственно. А буквально на прошлой неделе рейтинговое агентство АКРА увеличило рейтинг банка до уровня АА– (RU).

Как прошла интеграция банка "Открытие" с Бинбанком и как в ее результате изменилась сеть офисов объединенного банка в Санкт–Петербурге и Ленобласти?

— Юридически присоединение Бинбанка к банку "Открытие" состоялось 1 января, но еще задолго до этой даты началась кропотливая работа по интеграции внутрибанковских IT–процессов и трансформации бизнес–модели. Еще в прошлом году мы планово избавились, например, от сети так называемых "легких" офисов, которые фактически представляли рабочие места в офисах нашей дочерней страховой компании "Росгосстрах". Уже с лета прошлого года команды банка "Открытие" и Бинбанка стали работать как единый коллектив, была выстроена эффективная система контроля и поддержки работы с клиентами. В Москве, в головном офисе банка, за интеграцию отвечала команда, имеющая огромный опыт работы с такими проектами. Благодаря этому все интеграционные процессы прошли практически незаметно для клиентов.

Планируете ли вы как–то развивать сеть офисов или все больше и больше будете делать ставку на системы удаленного банковского обслуживания?

— "Открытие" внедряет целый комплекс современных банковских решений. Они делают удобнее взаимодействие с банком и через приложение, установленное на мобильном телефоне, и через интернет–сайт банка www.open.ru, и через системы дистанционного банковского обслуживания, настроенные для наших корпоративных клиентов.
Однако это вовсе не означает, что мы отказались от обслуживания клиентов в офисах. Как в целом по стране, так в Санкт–Петербурге и Ленобласти мы планомерно развиваем сеть точек продаж. Еще в конце прошлого года мы открыли новый офис "Открытия" в Выборге, переформатировали наше подразделение в Тихвине. Теперь там работает два офиса, один — на территории нашего давнего стратегического партнера — Тихвинского вагоностроительного завода.
В апреле начал работу новый флагманский офис нашего банка на Лиговском пр. площадью 600 м2. В его состав вошел четвертый по счету ипотечный центр "Открытия" в Санкт–Петербурге и третий центр по обслуживанию среднего и малого бизнеса. Всего же за последние 2 месяца мы открыли в городе четыре новых офиса и планируем дальше развивать свою сеть — как в Санкт–Петербурге, так и в Ленинградской области.

Развитие на каком из бизнес–направлений является сейчас для вас первостепенной задачей?

— "Открытие" — это универсальный банк, и все ключевые бизнес–направления нашего филиала должны развиваться одинаково динамично и эффективно. Обслуживание и крупных корпоративных клиентов, и субъектов малого и среднего бизнеса, и частных клиентов должно соответствовать самым высоким стандартам, принятым в мировой банковской практике.

В стратегии банка "Открытие", которая была презентована летом прошлого года в Санкт–Петербурге, обозначено активное участие банка в финансировании крупных инфраструктурных проектов. Как банк планирует взаимодействовать в этой сфере с Петербургом?

— Взаимодействие банка с субъектами РФ — действительно одна из ключевых задач обновленного "Открытия". В банке созданы специальные подразделения, которые обладают высоким уровнем экспертизы в реализации проектов государственно–частного партнерства. Абсолютное большинство регионов нашей страны, в том числе и Санкт–Петербург, и Ленобласть, имеют потребность в развитии инфраструктуры, как социальной, так и транспортной. Механизмы ГЧП дают возможность эффективно восполнить эту потребность, позволяя одновременно строить сразу несколько объектов, распределяя бюджетные расходы на несколько лет и получая поддержку из федеральной казны. Де–факто с использованием механизма государственно–частного партнерства наш банк уже построил 24 учреждения дошкольного образования в Ханты–Мансийском округе. В настоящий момент на финальной стадии рассмотрения проекты строительства школ сразу в нескольких регионах страны. А всего в портфеле коллег несколько десятков проектов по развитию социальной и дорожной инфраструктуры на общую сумму 70 млрд рублей. Мы, безусловно, готовы вкладывать средства и в развитие инфраструктуры и в Санкт–Петербурге, и в Ленобласти. Наша задача — стать одним из основных участников финансовой системы региона. И мы понимаем, что без реализации значимых для жителей города и области проектов эту задачу не решить.

Насколько успешно развивается направление по работе с корпоративными клиентами банка, которые наиболее чувствительны к процессам банковской санации?

— На рубеже 2017–2018 годов мы, безусловно, потеряли часть корпоративных клиентов. К концу прошлого года, еще до окончания процедуры санации банка, мы вернулись к прежнему уровню бизнеса, но надо признать, что изначально он был относительно невысок, а потому лично я не считаю это каким–то достижением. Банк "Открытие" на равных готов конкурировать с традиционными лидерами этого сегмента петербургского рынка банковских услуг, предоставляя кредиты и гарантии крупному частному бизнесу и участвуя в кредитных тендерах и конкурсах, которые проводят компании с госучастием. Поэтому с начала 2019 года мы наблюдаем кратный рост корпоративного бизнеса филиала. И уже сегодня Северо–Западный филиал банка "Открытие" финансирует компании, осуществляющие миллиардные проекты как в Санкт–Петербурге, так и на федеральном уровне.

А средний и малый бизнес вы готовы кредитовать? Ведь издержки на оценку их перспектив гораздо выше, а залогов гораздо меньше, чем у крупных корпоративных клиентов.

— Как я уже говорил выше, мы не выделяем какое–то одно бизнес–направление. Наша приоритетная задача, которая решается уже сегодня, — системно иной подход к работе с клиентами МСБ. И малому, и среднему бизнесу нужно в первую очередь качественное банковское обслуживание, возможность работать дистанционно, в том числе с помощью мобильных приложений и платформ. Индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям необходимо пакетное обслуживание, в рамках которого они смогут в режиме онлайн получать целый набор услуг, в числе которых и кредитные продукты банка. Клиентам необходима интеграция банковского интерфейса с иными платформами, с тем чтобы им были доступны различные дополнительные услуги, начиная от ведения бухгалтерии и заканчивая отслеживанием прохождения платежа зарубежному контрагенту.

А что, теперь платеж можно отследить, как посылку интернет–магазина?

— Да, в системе дистанционного банковского обслуживания клиенты малого и среднего бизнеса могут теперь в режиме онлайн следить за движением своего платежа в мировой банковской системе. Долгое время сервис трекинга валютных переводов SWIFT GPI использовался только банками. Теперь он доступен и клиентам, причем органично вписан в их систему дистанционного обслуживания. Сервис позволяет видеть статусы прохождения платежа с указанием времени, даты, страны банка, размера взимаемой комиссии, а также получать подтверждение зачисления средств на счет конечного контрагента. Помимо удобства использование SWIFT GPI позволяет серьезно уменьшить среднее время прохождения перевода средств в иностранной валюте.

Что вы предпринимаете сейчас на розничном бизнес–направлении помимо открытия новых офисов банка?

— Отдельная важная задача — разработка и внедрение качественных банковских продуктов, которые потенциальные потребители смогут приобрести и в офисе банка, и в интернет–банке. Только качественный сервис и создание комфортной атмосферы при взаимодействии с банком позволяют привлекать новых частных клиентов, не теряя доверие тех, кто уже является вкладчиком, заемщиком или владельцем карты "Открытия".
И, конечно, в этом году, с учетом законодательных изменений, что произойдут 1 июля, крайне важным будет сохранение прежних темпов развития на рынке ипотечного кредитования. Переход на проектное финансирование в сфере строительства жилья, безусловно, изменит отработанные бизнес–практики застройщиков. А это, в свою очередь, может повлиять и на сферу ипотечного кредитования. Именно поэтому, развивая линейку ипотечных продуктов и стараясь предлагать более выгодные для клиентов процентные ставки по ипотеке, банк "Открытие" еще осенью прошлого года начал разработку программ проектного финансирования и серьезно укрепил это направление корпоративного бизнеса.

Каковы стратегические планы банка "Открытие" по развитию на рынке финансовых услуг Санкт–Петербурга?

— Наша основная стратегическая цель — стать одним из системообразующих банковских институтов на рынке Санкт–Петербурга и Ленинградской области. Для этого мы планируем внедрять современные разработки как в сфере финансовых продуктов банка, так и в сфере качественного обслуживания и для корпоративного бизнеса, и для малого и среднего бизнеса, и для частных клиентов.
Но это не отменяет того, что эффективность бизнеса измеряется финансовым результатом. И уже по итогам этого года в Петербурге по этому показателю мы хотим преодолеть отметку 5 млрд рублей.

Биография

Михаил Иоффе

— Старший вице–президент, управляющий Северо–Западным филиалом банка "Открытие" Михаил Иоффе родился в 1974 году.
— В 1997 году окончил Петербургский государственный морской технический университет по специальности "экономика и управление на предприятиях". В середине сентября 2007 года стал управляющим петербургским филиалом банка "ВТБ 24". В августе 2017 года, в рамках объединения ВТБ и "ВТБ 24", возглавил розничный бизнес ВТБ в Санкт–Петербурге и Ленобласти.
— В банк "Открытие" перешел в конце апреля 2018 года.

Справка

Банк "Открытие"

— Системообразующий банк.
— "Открытие" развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking.
— В состав группы "Открытие" входят компании, занимающие лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховая компания "Росгосстрах" (страхование), "Открытие Брокер" (брокерские услуги), Управляющая компания "Открытие", "НПФ Открытие" (рынок пенсионных накоплений).
— Стратегия развития банка до 2021 года предусматривает увеличение скорости и удобства, повышение качества обслуживания клиентов, запуск и развертывание в регионах системы сбора биометрических данных, а также реализацию других передовых идей, финансовых технологий и сервисов.