Российские аналитики выяснили, что освещение деятельности отечественных IT–компаний в зарубежных СМИ негативно влияет на продажи их софта. Но есть и плюсы.
Исследование некоммерческого партнерства "Руссофт" гласит, что за последние 2 года 73% статей в зарубежных СМИ негативно описывали деятельность наших разработчиков. Позитивный образ российского софта создают только 13% публикаций. Еще 14% материалов носят "неоднозначный" характер.
В рамках того же исследования высказались и сами разработчики. По их оценкам, отношение к России в западных СМИ влияет на рынок в основном негативно (45% респондентов). В 2018 году этот показатель составлял 35%, годом ранее — 30%.
Очевидно, что массовый интерес к этой теме появился за рубежом в 2014 году. Рассуждения на тему "русских хакеров" появлялись, конечно, и раньше — тогда, по мнению иностранных журналистов, среди российских разработчиков были сплошь киберпреступники, распространяющие вирусы и атакующие счета иностранных банков.
"После 2014 года, если верить англоязычным СМИ, почти все российские злоумышленники оставили в покое банки, решив вмешаться в выборы в США, Европе и на постсоветском пространстве, а также заниматься шпионской деятельностью", — говорится в исследовании.
Моя хата с краю
Официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова в разговоре с корреспондентом "ДП" подчеркивает, что отечественные IT–разработчики были готовы предложить миру "не просто качественный, а суперкачественный продукт".
Однако сдерживающим фактором развития глобального рынка стала политика.
"Наши западные партнеры много лет приглашали нас в свободную глобальную конкуренцию. Но, когда мы действительно как страна, как частные предприниматели стали пользоваться благами свободной конкуренции, это всех перестало устраивать по целому ряду направлений", — подчеркнула Мария Захарова.
По словам экспертов, сегодня российским IT–компаниям зачастую трудно найти клиента за рубежом, потому что тот руководствуется формулой "как бы чего не вышло". В результате так называемая "российскость" бизнеса сдерживает развитие не только крупных компаний, но и стартапов.
"К сожалению, в сложившейся ситуации срикошетило на всех. Бывает, мы слышим: да, у вас крутые айтишники, но переносите компанию в нашу юрисдикцию, и тогда мы будем с вами работать. Но даже в этом случае нам придется подозревать вас в чем–то нехорошем", — рассказывает директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко.
Главный редактор изданий группы компаний Comnews Леонид Коник говорит, что некоторые компании, которые прежде гордо именовали себя российскими, сегодня предпочитают не вспоминать о своих корнях.
"Они спешно регистрируют офисы за рубежом и переходят в иную юрисдикцию. Показательный пример: несколько лет назад екатеринбургская компания InfiNet Wireless, разрабатывающая отчасти уникальное беспроводное оборудование, зарегистрировала штаб–квартиру на Мальте, и теперь она под страхом смертной казни не хочет называться российской", — отмечает эксперт.
Карта софта
Любопытно, что уровень неприятия российского софта в каждой стране разный, это зависит и от типа ПО. Например, в Соединенных Штатах продать услуги кибербезопасности не получится, зато охотно покупают гостиничный софт.
Кибербезопасность также сложно продать в Германии, но проще во Франции; сложно в богатых арабских странах вроде ОАЭ или Саудовской Аравии, но проще в более бедных — Египте или Йемене.
Никаких санкций "российскость" ПО не приносит во Вьетнаме, Таиланде, Индонезии. Для Юго–Восточной Азии, кроме Индии и Китая, российское происхождение скорее плюс, уверены эксперты.
Согласно результатам исследования "Руссофт", чаще всего в негативном контексте упоминалась "Лаборатория Касперского" в связи с подозрениями в шпионаже. В самой компании признают негативное влияние западных медиа на продажи, но подчеркивают, что во многом такие новости — это "оружие двойного назначения".
"Для нас это паблисити. В тех странах, где есть интерес, который не ассоциирован с национальным происхождением, у нас виден всплеск продаж. Так, рост наблюдается на Ближнем Востоке, есть проекты национального масштаба в Африке", — рассказывает директор по развитию бизнеса "Лаборатории Касперского" Александр Моисеев.
В свою очередь, вице–президент ГК InfoWatch Рустем Хайретдинов подчеркивает, что масла в огонь подливают в самой России — как предприниматели, так и СМИ.
"Особенно страдают производители с патриотической позицией, как у нас. Получишь контракт — распил, не получишь — бездарная поделка. При этом за действительно "костыльный" израильский софт впрягается вся мощь Израиля", — считает представитель компании.
Любопытно, что действия СМИ накладываются и на другие стереотипы о России. В частности, Александр Гончаренко, генеральный директор компании Axghouse Antipiracy (разрабатывает софт для автоматического поиска пиратского контента в сети), рассказывает, что российское ПО "воспринимается не самым лучшим образом на западном рынке из–за отношения к авторскому праву".
"На первых порах мы взаимодействовали со множеством разработчиков, в том числе из России. И когда об этом узнал один из правообладателей, он предложил нам заменить этого разработчика, поскольку был уверен, что в России не уважают авторские права", — вспоминает глава компании.