Бизнес стал активнее инвестировать в технологии, позволяющие сократить персонал. Это обходится дешевле, чем нанимать живых людей.
Сейчас роботизированные системы активно используются в самых различных областях жизни. Доверить умным разработкам можно не всё, они служат скорее помощниками специалистам. Однако бизнес, который совсем не использует такие решения, скоро может оказаться среди догоняющих.
Дорогое удовольствие
Руководитель комитета НП "Руссофт" по ИИ, GR–директор PIX Robotics Сергей Вотяков отмечает, что лидерами во внедрении технологии RPA (Robotic Process Automation — автоматизация бизнес–процессов, использование роботов для рутинных задач) выступают крупные банки, промышленные компании и ретейлеры. Организации, как правило, приобретают безлимитные лицензии, что позволяет развёртывать неограниченное количество роботов. Это удобно для масштабирования автоматизации: каждый сотрудник может управлять десятком персональных роботов, а автономные роботы способны заменять целые команды в типовых процессах. Особенно на сборочных линиях, например в автомобильной, электронной промышленности.
Заместитель генерального директора IT–компании "Формула Лайн" Вероника Колядова добавляет к этому перемещение товаров на складах, автономные транспортные средства и дроны для доставки грузов.
Решения для малого бизнеса (автоматизация рутинных задач, простые чат–боты для обслуживания клиентов) обычно стоят от 500 тыс. до 2 млн рублей. Для среднего бизнеса внедрение интеллектуальных систем управления складом или проекты по оптимизации логистики с помощью прогнозной аналитики обойдутся в 5–15 млн рублей. В крупных корпоративных проектах, таких как комплексные системы автоматизации производства или внедрение технологий компьютерного зрения для контроля качества продукции, можно говорить о бюджетах 25–100 млн рублей. Стоимость самых масштабных проектов цифровой трансформации для крупных холдингов может достигать 200–500 млн рублей.
В финансовом секторе средняя стоимость внедрения интеллектуальных систем для оценки кредитных рисков составляет примерно 12–18 млн рублей с окупаемостью в течение 1,5–2 лет, рассказывает директор по развитию ИИ и web–проектов Artezio (входит в группу "Ланит") Сергей Матусевич. В ретейле системы интеллектуального планирования ассортимента обходятся в 7–10 млн рублей, но способны увеличить маржинальность бизнеса на несколько процентных пунктов.
"Стоимость таких проектов — это не только первоначальные инвестиции, но и последующие расходы на поддержку, обновление и масштабирование систем. Они могут составлять до 20–25% от первоначальных затрат ежегодно", — подчеркнул Матусевич.
Если рассмотреть автоматизацию обработки документов, то один сотрудник среднего звена с зарплатой около 90 тыс. рублей обходится компании примерно в 1,4 млн рублей в год с учётом налогов и социальных выплат. Внедрение системы интеллектуальной обработки документов стоимостью 3,5 млн рублей может заменить работу трёх–четырёх таких сотрудников. В обслуживании клиентов интеллектуальный виртуальный ассистент стоимостью около 2 млн рублей способен обрабатывать до 70–80% типовых обращений, что сопоставимо с работой пяти–шести операторов контактного центра.
Автоматический баланс
В России опыт использования разных технологий (от простых голосовых помощников до роботов) есть у многих компаний. Например, в магазинах "М.Видео — Эльдорадо" внедряют терминалы самообслуживания (ТСО), позволяющие клиентам самостоятельно сканировать и оплачивать товары без участия продавцов. Пилотный проект стартовал в марте 2025 года в Москве и области. Планируется масштабирование, в том числе на Петербург. Также компания запустила виртуального консультанта Эм.Ви, который подсказывает покупателям информацию о товарах, может сравнивать характеристики и оформлять покупки. В Петербурге этот проект тоже пока не реализован.
"В первые дни работы ТСО в пилотных магазинах до 50% покупок совершалось через них", — прокомментировали в пресс–службе компании.
Кроме того, в "М.Видео — Эльдорадо" используют роботов–уборщиков. Как пояснил "ДП" руководитель проектов по роботизации компании b2b Services Денис Носков, цена самого небольшого такого устройства может начинаться от 1 млн рублей, не считая внедрения ПО для его управления. Если взять зарплату уборщика бизнес–центров или гипермаркетов в Петербурге или Москве, то робот может окупиться за 1,5–3 года. В регионах этот срок больше.
У сети петербургских отелей Wone Hotels ключевое IT–решение — Wroomify, система самостоятельного заселения, которая позволяет гостям проходить регистрацию без участия сотрудника. Постояльцы могут зарегистрироваться в отеле через терминал или приложение, в автоматическом режиме получить ключ от номера и оплатить проживание онлайн. Это экономит время ожидания на ресепшен. В 2025 году такой терминал был установлен в отеле "Васильевский", благодаря чему нагрузка на сотрудников ресепшен сократилась на 20%, выросли показатели удовлетворённости гостей при заселении.
"При грамотном внедрении технологии не только окупаются, но и обеспечивают долгосрочную экономию, особенно в условиях высокой ротации кадров. Поэтому для гостиничного бизнеса баланс между персональным, "живым" сервисом и автоматизацией становится ключом к успешному развитию", — считает исполнительный директор Wone Hotels Наталья Шумакова.
Точность или гибкость
В сети магазинов "ВкусВилл" на складах работают три типа роботов, которые перевозят продукцию, убирают треть площади в смену и проводят инвентаризацию за 2 часа. Ещё один технологический проект, который помогает решить вопрос кадров, — магазины без продавцов. В этом году такие круглосуточные точки с доступом ночью по QR–коду появились в городе на Неве. В Москве и области эти магазины уже зарекомендовали себя: более 7% составил прирост выручки за счёт внедрения ночного режима работы без продавцов.
В новом ресторане сети "Теремок" рядом со станцией метро "Горный институт" в тестовом режиме запустили автоматический гардероб. Компания также в прошлом году внедрила тестомесильный комплекс, который позволяет готовить до 12 тонн теста в смену с минимальным участием человека. "Продолжаем работать над проектом “Рука блинопёка”. На данный момент готов прототип, проработана система компьютерного зрения для контроля качества, но пока скорость работы робота отстаёт от показателей сотрудников", — поделились в пресс–службе компании.
Wildberries & Russ использует автоматизированные и роботизированные проекты на своих складах — сортировочные системы, конвейеры, роботы–стеллажники, форклифты, индустриальные роботы с машинным зрением. Применение автоматизированных и роботизированных технологий позволило ускорить сортировку товаров в 4 раза. В компании уверены, что технологии эффективны там, где важны скорость и точность. А люди незаменимы в задачах, требующих гибкости ума. "Мы ориентируемся на гибридный подход и считаем, что в долгосрочной перспективе могут быть автоматизированы и роботизированы максимум до 50% процессов. Остальные не поддаются полному программному контролю", — говорят там.
Также Wildberries реализует проект по беспилотным грузоперевозкам по трассе М–11. Если в начале проекта в 2023 году компания выполняла всего один рейс в день, то в феврале 2025 года ежедневно отправляла 16 беспилотных грузовиков из Подмосковья в Петербург.
По данным hh.ru, у 80% рекрутеров снизился объём рутинных задач после того, как они попробовали в работе AI–ассистента. Он помогает им на этапе создания и генерации вакансии. "Благодаря этому у работодателей на 6% снизилось время перехода от создания драфта вакансии на следующий шаг, то есть к непосредственному отбору и найму", — рассказала директор hh.ru СЗФО Юлия Сахарова.
По мнению эксперта, технологии действительно повышают эффективность и снижают издержки, но также вызывают дискуссии о будущем рабочих мест. Это уже переход на территорию этики.