В ЗакСе просят Александра Беглова восстановить закрашенное граффити с российско–сирийскими крыльями, которое открывал Вячеслав Макаров. Хотя и знают, что это незаконно.
В конце июня спикер ЗакСа Вячеслав Макаров открыл "интерактивный рисунок "Союзные крылья" на стене трансформаторной подстанции на ул. Маршала Казакова, 13, лит. Б, в Кировском районе. Это граффити с изображением двух крыльев в цветах флагов России и Сирии, вся интерактивность которых состоит в том, что между ними можно встать и сфотографироваться в образе ангела.
КГА и район не в курсе
Вячеслав Макаров назвал граффити легализованным, что "стало возможно благодаря принятому депутатами в первом чтении законопроекту, который позволит в Петербурге наносить граффити на законных основаниях".
"Деловой Петербург" обратился в администрацию Кировского района и КГА с запросом, в котором просил сообщить, как удалось согласовать рисунок. Поскольку прежде правила благоустройства однозначно запрещали нанесение рисунков на лицевых фасадах любых зданий, а для всех остальных предписывали довольно сложную процедуру согласований. Оба ведомства в ответ сообщили, что ни о каких согласованиях этого граффити не слышали.
При этом, как стало известно "ДП", районная администрация запросила КГА о законности рисунка, после чего, получив отрицательный ответ, написала письмо в "Ленэнерго", на балансе которого и находится подстанция.
"В администрацию Кировского района поступило письмо редакции газеты "Деловой Петербург" по вопросу размещения граффити на фасаде трансформаторной подстанции… предлагаем вам предоставить разрешительную документацию. В случае ее отсутствия вам необходимо привести фасад здания в надлежащий вид", — говорилось в письме.
На прошлой неделе "Ленэнерго" сообщило в район, что "несанкционированные надписи и рисунки устранены в полном объеме".
Варварское предписание
Уничтожение граффити, лично благословленного спикером ЗакСа, произвело большое впечатление. Депутат от этого округа Денис Четырбок ("Единая Россия", разумеется) заявил, что направил обращение и.о. губернатора, в котором призвал восстановить рисунок, и обвинил районную администрацию в разрушении российско–сирийской дружбы.
"Вопрос размещения изображения был заблаговременно согласован с собственником трансформаторной подстанции — ПАО "Ленэнерго". По замыслу, открытие граффити в Санкт–Петербурге являлось первым этапом реализации проекта народной дипломатии по укреплению связей между Россией и Сирией. Следующим шагом должно было стать открытие точно такого же объекта в Дамаске. Тем не менее окончательная реализация проекта в настоящее время поставлена под угрозу из–за действий администрации Кировского района, которая, абсолютно не разобравшись в важности вопроса, явилась проводником подрыва межнационального согласия. Основываясь лишь на анонимной жалобе, поданной благодаря пресловутому порталу "Наш Санкт–Петербург", районные власти варварски вынесли предписание об уничтожении рисунка", — заявил парламентарий.
Жалоба на портале "Наш Санкт–Петербург" про незаконное граффити действительно была.
В городе бардак!
В комментарии "ДП" на вопрос о том, как должно быть восстановлено граффити, если его существование противоречит законодательству, Денис Четырбок заявил: "В городе бардак. У нас нет никаких единых правил, и органы исполнительной власти не справляются. У нас, если вы по городу посмотрите, очень много разукрашенных трансформаторных подстанций, которые стоят уже годами. Ничего там не происходит с этими рисунками". В том же дворе, где были "Крылья", на другой трансформаторной будке уже не первый год существует граффити с Петропавловской крепостью. Тогда уж было бы честнее закрашивать все подряд, потому что сегодня непонятно, чем руководствуются чиновники, рассуждает депутат.
"Я уже который месяц пытаюсь согласовать с органами исполнительной власти поправки в закон (инициатива Дениса Четырбока, предусматривающая создание упрощенного регламента для граффити. — Ред.), принятые в первом чтении, но пока, к сожалению, ничего не удается. Потому что их позиция — как глухая стена, от которой наши варианты отлетают как мячики", — добавил он.
Попутно Четырбок ставит перед Смольным "смежные вопросы", в частности о реформировании портала "Наш Санкт–Петербург", обращения которого, по мысли парламентария, не должны быть анонимными. Здесь Денис Четырбок сходится со своим коллегой из "Яблока"Борисом Вишневским, который также возмущался "анонимностью" жалоб, после одной из которых была уничтожена клумба перед жилым домом. Правда, эти обращения и сегодня не являются анонимными: портал просто не раскрывает персональные данные заявителей.
Цой жив!
Обычно Смольный оперативно устраняет граффити, содержащие рекламу. Например, роспись на тему автомобилей Volkswagen на брандмауэре здания–памятника на Лиговском пр., 44 (Перцов дом). Ранее похожая история произошла с рекламой чая: на Обводном канале, на брандмауэре дома 40 по ул. Константина Заслонова были нанесены стилизованные окна и эмблема Lipton. Ну и, разумеется, надписи политического содержания.
Кроме того, бывают благословения свыше. Так, в 2014 году Георгий Полтавченко решил сохранить граффити с Виктором Цоем во дворе дома на Маяковского, 3А. Авторы время от времени подновляют его. А в 2016–м вступился за граффити с Даниилом Хармсом на той же ул. Маяковского. "Даниила Хармса, из–за портрета которого на фасаде в Центральном районе сейчас разгорелись споры, я считаю классиком. Соглашусь с депутатами фракции "Яблоко": портрет стоит узаконить, если собственники дома не против. Кроме того, если инициативная группа обратится за согласованием в градостроительный совет Санкт–Петербурга", — говорил губернатор.
Подобная практика очень не нравилась главному архитектору Владимиру Григорьеву. "Это может повлечь за собой повторные случаи, поскольку создаст прецедент благополучного исхода дел при противоправной деятельности, что категорически противоречит духу правового государства", — говорил он.
Само нарисовалось
Много граффити в Петроградском районе, который считается вотчиной Вячеслава Макарова. Одно из них — с изображением отечественных героев неба и космоса в два брандмауэра на Пионерской, 22, чудесным образом восстановилось после покраски фасадов.
Ремонт проводил Фонд капремонта, однако, поскольку роспись незаконна, он не мог профинансировать ее восстановление.
"Фонд капитального ремонта — заказчик, ООО "Реставратор" — подрядчик. Будет отремонтирована основа, и роспись будет восстановлена. Гарантийное письмо от ООО "Реставратор" у меня есть", — пояснял телеканалу "Санкт–Петербург" глава МО "Округ Петровский" Владимир Бородин. В Фонде капремонта "ДП" подтвердили только факт того, что были заказчиками ремонта, а от других комментариев воздержались.
Присутствовал спикер и на открытии еще одного граффити на Петроградской, "Летящего ангела" на Малом пр., 1б (брандмауэр памятника архитектуры — дома Занина). "Округ Петровский" пытался постфактум согласовать изображение с КГА. В декабре 2017 года районная администрация подала в суд на муниципалитет с требованием или согласовать "ангела", или закрасить его. Однако в марте 2018–го дело было прекращено.
"До судебного заседания от истца поступило заявление об отказе от иска", — говорится в материалах дела.
"Деловой Петербург" направил запрос в администрацию Петроградского района с просьбой проинформировать, удалось ли оформить надлежащим образом оба брандмауэра и как именно. Возможно, будет учтен опыт Кировского района.