Потребители, согласившиеся снизить электропотребление в определенные часы, могут получить за это деньги.
Cэкономленные средства все равно что заработанные, говорил знаменитый диснеевский мультипликационный персонаж Скрудж Макдак. Реализовать этот принцип практически буквально могут малые и средние предприятия, если примут участие в пилотном проекте по управлению спросом (Demand Response) на электроэнергию.
Его идея такова: в пиковые часы потребления электроэнергии ее цена растет. Это происходит из–за того, что для обеспечения высокого спроса приходится дополнительно задействовать генерирующие мощности, стоимость производства электроэнергии на которых высока. Но если кто–то из абонентов в такие часы сможет сократить потребление, то нагрузка во всей сети снизится: "дорогие" энергоисточники включать не придется. Как следствие, цена электроэнергии в часы пик снизится для всех потребителей.
В перспективе, если опыт управления спросом окажется удачным, можно будет сформировать круг потребителей, которые по команде диспетчера будут сокращать потребление. Это позволит отказаться от использования дорогих, неэффективных энергоисточников, оптимизировать работу электростанций и, как следствие, серьезно снизить стоимость электроэнергии.
Электрический cash back
Запущенный в России летом 2019 года пилотный проект, в рамках которого выявляются плюсы и минусы механизма управления спросом, продлится до конца 2020 года. Абонентов, готовых сокращать энергопотребление, отбирает агрегатор спроса. Это понятие специально было введено с 2019 года в российское законодательство. Агрегатором спроса может быть любая компания, например электросбытовая или электросетевая, которая заключает договоры с конкретными потребителями и следит за их исполнением. Пользователям, участвующим в проекте, выплачиваются деньги за сокращение потребления, но только в те часы, когда от них это требуется. Системный оператор Единой энергосистемы по решению правительства РФ приобретает объемы снижения электропотребления у агрегаторов спроса.
То есть агрегатор спроса собирает заявки с участников пилотного проекта и раз в квартал подает консолидированное предложение на конкурс, организуемый Системным оператором. В заявке бизнес указывает, на сколько он готов сократить потребление в определенные часы и сколько денег хотел бы получить за это. Системный оператор устанавливает цену отсечения. Заявки, предусматривающие более высокую цену, отклоняются, а более низкую — удовлетворяются.
В Петербурге и Ленобласти агрегатором спроса является Петербургская сбытовая компания (ПСК). Как сообщили в пресс–службе ПСК, принять участие в пилотном проекте могут потребители, соответствующие ряду требований. В их числе — наличие приборов учета с почасовым измерением объемов энергопотребления. Желательным (но не обязательным) условием для участия является наличие технической возможности дистанционной передачи данных об объеме потребления. "При условии, что у потребителя есть как минимум приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы энергопотребления, дополнительные расходы не требуются", — добавили в ПСК.
В пресс–службе Системного оператора уточнили, что договор с абонентом обязует потребителя сокращать электропотребление из внешней сети на 2 или 4 часа подряд на величину, которая также самостоятельно определяется потребителем при заключении договора. Количество разгрузок может варьироваться от одной до пяти в месяц. Уведомление о необходимости снижения электропотребления направляется потребителю накануне до 18 часов. При исполнении условий потребитель получает фиксированный платеж исходя из заранее определенной цены на услугу.
В эксперименте по управлению спросом может участвовать абонент с любым объемом потребления. "Среди победителей прошедших отборов минимальная мощность разгрузки составила 7 кВт, максимальная — 23 МВт, а сами объекты потребления представляют самый широкий спектр видов хозяйственной деятельности", — отметили в пресс–службе Системного оператора.
За чей счет банкет
Первый отбор агрегаторов спроса Системный оператор провел в июне, второй — в сентябре. Всего на конкурсе разыгрывались объемы сокращения потребления мощности 50 МВт — 39 МВт в первой ценовой зоне (в нее входят потребители европейской части РФ и Урала) и 11 МВт во второй (Сибирь). На первом конкурсе было определено 20 агрегаторов управления спросом, представляющих 63 потребителей розничного рынка электроэнергии в 30 регионах, на втором — 19 агрегаторов (47 потребителей из 27 регионов).
Средневзвешенная цена на услугу по снижению электропотребления в первой ценовой зоне в июле составила 481,36 руб./кВт в месяц, снизившись с предельной цены, определенной Системным оператором, на 39%. После второго отбора услуга подешевела до 95,77 руб./кВт в месяц. Снижение по сравнению с предельной ценой составило уже 88%. Таким образом, сократив потребление электроэнергии на 100 кВт, абонент получил в III квартале 2019 года почти 50 тыс. рублей, а в IV — около 10 тыс. По итогам второго отбора заявка ПСК не была удовлетворена: предложенная цена оказалась выше цены отсечения. Следующий отбор, предусматривающий снижение потребления в I квартале 2020 года, Системный оператор проведет в декабре, поэтому потребителям, которые желают принять участие в проекте, необходимо обратиться в ПСК до 6 декабря.
Финансируется пилотный проект за счет средств Системного оператора, точнее, дополнительных средств, включаемых ФАС в состав тарифа Системного оператора на услуги оперативно–диспетчерского управления в части обеспечения системной надежности. На второе полугодие 2019 года предельный объем средств на оплату услуг по управлению спросом утвержден в размере 229,8 млн рублей. На 2020 год подана заявка на 1,434 млрд.
"Увеличение устанавливаемого ФАС России предельного объема средств для проведения отборов на 2020 год позволит значительно большему количеству розничных потребителей оказывать услуги по управлению спросом, — сообщили в пресс–службе ФАС. — При этом разгрузка отдельных розничных потребителей будет уменьшать пиковые оптовые цены на рынке на сутки вперед, в результате чего будут также снижаться затраты всех потребителей электроэнергии".
Представитель Системного оператора также отметил, что после завершения пилотного проекта и перехода к целевой модели правил необходима интеграция услуг по управлению спросом непосредственно в систему расчетов оптового рынка электроэнергии и исключение данных затрат из тарифа Системного оператора.
"Конечная цель проекта — повысить надежность работы энергосистемы, снизить цены на электроэнергию и уменьшить потребность в строительстве новых объектов генерации электроэнергии", — уточняют в ПСК. В компании обратили внимание, что, участвуя в проекте, потребители получат не скидку на электроэнергию, а именно дополнительный доход. При этом счета за фактически потребленную электроэнергию они должны оплатить в полном объеме.
“
Задача пилотного проекта — создание инфраструктуры для подобных аукционов. Основной вызов состоит в способности дальнейшего масштабирования практик по управлению спросом после завершения экспериментальной фазы. И здесь можно отметить два вызова. Во–первых, это способность агрегаторов привлечь достаточное количество конечных потребителей, удовлетворяющих всем требованиям к участникам отбора. Как показывает международный опыт, это будет зависеть от величины вознаграждения и ожидаемого количества/продолжительности случаев снижения потребления. Ведь потребителю придется менять регулярность процесса деятельности, при этом многие потребители слишком часто это делать будут не готовы. Во–вторых, это способность встраивания данной конструкции в существующие рынки электроэнергии и мощности. На экспериментальном этапе целесообразно оплачивать услуги управления спросом отдельно от действующих рынков для формирования и тестирования всех правил, а также наращивания участвующих объемов. Но в дальнейшем (опять же, исходя из опыта других стран) ресурсы по снижению нагрузки на стороне потребителей начинают полноценно конкурировать с генераторами на ключевых рынках — прежде всего мощности, но также и электроэнергии.
Алексей Хохлов
руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики Московской школы управления «Сколково»
“
Сегодня информации о данной инициативе слишком мало, как и опыта применения, поэтому говорить о ее перспективах преждевременно. Вызывают вопросы «агрегаторы управления спросом», ведь эти компании должны будут зарабатывать прибыль для своих акционеров, у них будут собственные затраты, которые тоже надо покрывать из каких–то финансовых источников. Да и своей основной деятельностью они продолжат заниматься — не могут же они ее бросить. Также неясно, насколько корректно с фискальной точки зрения получение потребителями платежей от агрегаторов спроса, ведь это доход от неосновной деятельности.
Дмитрий Баранов
ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»