10 лет такого не было, и вот опять. Производственный индекс PMI, отражающий настроения промышленников в РФ, опустился до уровня 45,6. Заказов мало, все боятся мирового кризиса.
Индекс деловой активности PMI для обрабатывающих отраслей российской экономики опустился за месяц на 1,6 балла — с 47,2 до 45,6 пункта. Это уже второе падение до 10–летнего минимума. В сентябре индекс опускался до 46,3, затем немного подрос, но в ноябре вновь рухнул. Индекс PMI в сфере услуг все еще остается высоким, но и он снизился на 0,2 пункта, до 55,6 (значения выше 50 говорят о росте активности, ниже 43 — о явной рецессии).
"Ключевым фактором устойчивого сокращения стало дальнейшее падение объемов производства к середине последнего квартала года, — говорится в отчете Markit (рассчитывает индекс). — Новые заказы, полученные российскими производителями, потерпели крах, причем темпы сокращения ускорились до максимальных с марта 2009 года. Падение объемов новых контрактов обычно связывалось с неуверенностью клиентов. Иностранный спрос также упал существенными темпами".
Есть и другие признаки ухудшения макроэкономической ситуации. Погрузка на сети РЖД в ноябре 2019 года снизилась до 105,5 млн т, что на 1,7% меньше, чем за аналогичный период 2018–го.
Также резко сократились продажи новых автомобилей, что больно бьет по петербургскому автопрому. В ноябре дилеры реализовали 156 848 машин, что на 6,4% меньше, чем год назад. Уже понятно, что автокластер Петербурга, бодро начавший 2019 год, в итоге покажет нулевую динамику.
Инвестируют в выживание
В Петербурге специально индекс PMI не измеряют, но самые свежие исследования, которые проводились в городе, подтверждают общий тренд. Профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко опрашивала крупные предприятия города. Выяснилось, что две трети компаний говорят о существенном ухудшении ситуации в экономике и ничего не ждут от будущего. А среди промышленников пессимисты вообще все.
"Общее настроение очень негативное. Уже 2 года все СМИ говорят о надвигающейся финансовой катастрофе. Многие ездят за границу, получают там такую же информацию. Поэтому не следует удивляться. Бизнес все это чувствует, в определенных отраслях снижается активность перспективных переговоров, разработки притормаживаются, нет желания инвестировать в будущее", — рассказывает Ткаченко.
Правда, одновременно опросы фиксируют увеличение выручки у большинства компаний и даже готовность вкладывать деньги. Только инвестиции это не в развитие, а в выживание. "Они готовятся к худшим временам, консолидируя активы, обновляя фонды, обучая персонал, повышая его квалификацию. Да, инвестиции есть, но не в расширение и даже не в инновации как таковые, а в повышение качества за счет уже существующих технологий и модернизации мощностей", — поясняет специалист.
Есть чего бояться?
Действительно, внешний фон угрожает и настораживает. Но именно ноябрь в мире прошел под знаком плюс. Так, мировой индекс PMI в промышленности вырос до 50,4 (было 49,8). Сервисный индекс поднялся до 51,6 (было 51). Рост индекса был связан с улучшением общеэкономической конъюнктуры в большинстве крупнейших экономик (США, Китай, Индия).
"Интересно, что сразу в пяти крупнейших экономиках индекс PMI оказался ниже 50 пунктов: это Япония, Германия, Италия, Великобритания и Австралия. Такой картины, когда сразу пять крупных стран балансируют на грани рецессии, не наблюдалось с 2014 года, и это свидетельство слабости мировой экономики", — прокомментировал статистику в своем телеграм–канале директор аналитического департамента "Локо–Инвест" Кирилл Тремасов.
Есть ощущение, что мы нащупали дно, считает ведущий эксперт института "Центр развития" НИУ ВШЭ Сергей Пухов. "Но это не значит, что снизу не постучат и все не посыплется дальше, — продолжает он. — 15 декабря должно быть подписано предварительное соглашение с Китаем. И на той же неделе парламент Великобритании решит, как страна поступит с Brexit. Эти два фактора могут стать определяющими для дальнейшего развития ситуации".
По оценкам Пухова, есть 30%–ная вероятность, что торговая сделка сорвется и тогда в 2020 году мы увидим рецессию. Проблемная ситуация в этом случае будет тянуться долго, и все будут ждать новых выборов в США (пройдут в начале ноября 2020 года).
Неочевидные плюсы
На самом деле есть и хорошие новости. Выше говорилось о том, что в стране падает погрузка на железнодорожном транспорте (–1,7%). Но с другой стороны, перевозки автомобильным транспортом растут: за 10 месяцев 2019 года — на 3,8%. И это притом, что погрузка на автомобильном транспорте по объему в 4,5 раза больше, чем на железнодорожном.
Позитивным сигналом именно для Петербурга может считаться также продолжающийся рост внешней торговли. Хотя некоторые из ключевых торговых партнеров России (Нидерланды, Китай, Германия, США и Беларусь) чувствуют себя не очень хорошо, общий показатель экспорта из города за 9 месяцев вырос на 11% (до $20,2 млрд).
Импорт, кстати, тоже подрос — на 3% (до $17,1 млрд).
Еще один интересный тренд — рост внешнего долга российских компаний, который зафиксирован впервые с момента введения санкций. По данным исследования НИУ ВШЭ, по итогам 2019 года он может увеличиться с $399 млрд до $400 млрд, а в 2020 году составит уже $405–407 млрд. Драйвером станут именно предприятия, банки долю внешнего долга, наоборот, последовательно сокращают.
"Благодаря бюджетному правилу рубль все менее зависим от рынка нефти. При ставке 3–4% годовых в валюте почему бы компаниям не пойти на внешний заем? — отмечает автор исследования Сергей Пухов. — Особенно если это экспортные поставки, то в принципе мало чем рискуешь. Так что, на мой взгляд, это симптом оздоровления".
Как настроения российского бизнеса оценит ЦБ, станет ясно уже в пятницу, когда состоится заседание по ставке. Инфляция в ноябре была чуть ниже прогнозов, замедляется розничное кредитование, да и рубль остается крепким, так что ЦБ вполне может пойти на снижение на 25 базисных пунктов. По крайней мере, за такой сценарий проголосовали 22 из 30 опрошенных аналитиков Reuters. И лишь шестеро сообщили, что ждут сохранения ставки на текущем уровне 6,5%.