Поставщики ресурсов стали жестче реагировать на рост долгов и расширять сервисы по внесению платежей.
Можно по нескольку раз в год поднимать энерготарифы, но, если потребители перестанут платить за ресурсы, эффект от этого будет нулевой. Чтобы не создавать условия для нового кризиса неплатежей, правительство РФ еще в 2014 году ограничило свободу регионов в формировании цен на электричество, газ, воду. Теперь федерация устанавливает предельные индексы изменения размера платы, вносимой гражданами за коммунальные услуги, отдельно для каждого региона. Власти субъекта могут этот индекс уменьшить, а для его увеличения сверх федеральной планки требуются серьезные основания, перечень которых строго регламентирован законодательными актами.
Смольный уже второй год подряд меняет тарифы на меньшую величину, чем это позволено федеральными нормами. Летом 2019 года цены на коммунальные услуги вместо 4,3% были повышены на 0,4%, а в ноябре губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что во втором полугодии следующего года тарифная нагрузка для населения вырастет на 3,5% вместо допустимых 3,8%. Ограничивая рост тарифов, город предлагает ресурсоснабжающим организациям искать возможности для снижения издержек.
Возможностей сократить расходы или увеличить доходы у монополистов не так много, но один из вариантов — повышение собираемости платежей за поставленные ресурсы — компании давно взяли на вооружение. Меры по взысканию задолженности оказались результативными. По данным комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга, долг перед поставщиками ресурсов на 1 августа сократился за 12 месяцев на 6,54%.
Без посредников
Дебиторская задолженность ресурсоснабжающих организаций (РСО) остается высокой уже более 20 лет. Например, ПАО "ТГК–1" в апреле 2016 года сообщало, что общий долг перед компанией за поставленные коммунальные услуги составляет 7 млрд рублей, эта сумма равна примерно трети от выручки поставщика за I квартал того же года.
К настоящему времени, по данным сайта ТГК–1, дебиторка компании снизилась до 4,3 млрд рублей (по состоянию на 1 ноября 2019 года). Этот результат достигнут в том числе благодаря переходу на прямые договоры с потребителями. Компания с 2015 года начала уходить от работы с посредниками в лице управляющих компаний многоквартирными домами, поскольку львиная доля задолженности приходилась и до сих приходится на них. Исполнители коммунальных услуг (ИКУ), собирая деньги с получателей ресурсов, зачастую не спешат перечислять их поставщикам. В настоящее время, по данным ТГК–1, просроченная дебиторская задолженность ИКУ составляет 3,5 млрд, то есть более 80% всей дебиторки.
По похожему пути идет и другая крупная теплоснабжающая организация Петербурга — ГУП "ТЭК СПб". По данным госпредприятия, по состоянию на 1 ноября просроченная дебиторская задолженность ГУП составила 7,17 млрд рублей, из которых 80,2% приходится на ИКУ.
По информации ГУП "ТЭК СПб", крупнейшими дебиторами являются компании, входящие в холдинг "ПАО "ГИТ", в частности семь ООО ("Доверие", УК "Евротракт", УК "Невская 40", "Универсальный страж", ГК "Универсальный страж", ЖКС № 3 и УО "Профсервис").
"По состоянию на 1 ноября 2019 года суммарный объем дебиторской задолженности данных компаний перед предприятием составляет 744 млн рублей. Благодаря усиленной претензионно–исковой работе с компаниями, входящими в холдинг, к концу года удалось повысить уровень собираемости до 93% (на 1 января данный показатель составлял 71,6%). В настоящее время договоры теплоснабжения с данными организациями расторгнуты, население переведено на прямые расчеты с ГУП "ТЭК СПб", — сообщили в компании. Таким образом, ликвидация посредника и заключение прямого договора с потребителем является одним из вариантов повышения платежной дисциплины и роста собираемости платежей. Но не единственным.
Без света, тепла и газа
Более эффективным способом воздействия является ограничение подачи ресурса. С ноября 2018–го по ноябрь 2019 года ГУП "ТЭК СПб" инициировало процедуры ограничения тепловой энергии по 1 172 договорам на 707 млн рублей. Годом ранее подобные санкции применялись реже. С 1 ноября 2017 года по 1 ноября 2018–го госпредприятие инициировало процедуры ограничения тепловой энергии по 637 договорам (то есть в 1,8 раза меньше, чем в 2019 году) на 417,9 млн рублей.
Как сообщили в пресс–службе Петербургской сбытовой компании (ПСК), временное приостановление подачи ресурса по–прежнему является самой эффективной мерой взимания задолженности. "В 2019–м эта мера в отношении жителей Санкт–Петербурга и Ленинградской области уже была применена 40 тыс. раз. Для сравнения: в 2018 году было произведено около 34 тыс. отключений", — уточнили в пресс–службе ПСК. Данный механизм воздействия применяется и в отношении должников — юридических лиц. ПСК в 2019 году фактически отключила 1,7 тыс. объектов на сумму 540 млн рублей. "Остальные погасили долги после направления уведомления на ограничение подачи электроэнергии. За 11 месяцев ПСК направила порядка 40 тыс. таких уведомлений на общую сумму задолженности 7,2 млрд рублей, что сравнимо с показателями 2018 года", — уточнили в пресс–службе.
В ПСК рассказали, что в среднем ежемесячно около 43 тыс. петербуржцев и жителей Ленинградской области получают уведомления о предстоящем отключении электроэнергии и более 70% из них в течение недели оплачивают свои долги. В компании даже выявили тенденцию: потребители — физические лица, которые хотя бы раз столкнулись с неприятными последствиями принудительного взыскания задолженности за свет (отключения электроэнергии или обращения в суд), в дальнейшем, как правило, не допускают повторения ситуации.
Отключают должников и поставщики газа. "В 2019 году количество отключенных абонентов (физических лиц) увеличилось по сравнению с 2018 годом почти на 40%. Чаще всего отключение — это единственный действенный способ взыскания задолженности", — сообщили в пресс–службе "Газпром межрегионгаз Санкт–Петербург". В компании отметили, что наименее дисциплинированным ее потребителем является население, долги которого на 1 ноября составили около 200 млн рублей.
Кнут и пряник
Впрочем, доводить дело до принятия крайних мер вовсе не обязательно. В ПСК говорят, что подавляющее большинство абонентов, не оплативших более двух расчетных периодов потребления ресурса, — это не злостные неплательщики, а горожане, которые не имеют привычки регулярно платить за электроэнергию. В работе по взысканию долгов с подобной категорией неплательщиков эффективно работают методы уведомительного характера. И этими методами овладели практически все энергокомпании.
"Для снижения уровня задолженности физических лиц компания "РКС–энерго" ведет адресную работу с неплательщиками: рассылает уведомления о задолженности, обзванивает должников, организует встречи", — сообщил генеральный директор областной компании — гарантирующего поставщика Александр Борошнин. По его словам, для физлиц компания предложила различные способы передачи показаний приборов учета и оплаты электроэнергии.
В "РКС–энерго" говорят, что компания выработала систему взаимодействия с потребителями, которая позволяет постепенно снижать задолженность потребителей. "В текущем периоде удалось добиться ее снижения на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Достичь этого во многом удалось благодаря индивидуальному подходу", — отмечает Борошнин.
В ГУП "ТЭК" рассказали о своих "мягких" подходах к должникам. "Сотрудники предприятия по телефону напоминают потребителям о необходимости погашения просроченной задолженности. Компания рассылает уведомления о необходимости погашения долга, проводит еженедельные встречи с управляющими компаниями и другими потребителями с целью нахождения путей урегулирования проблемы и согласования графиков погашения, с условием своевременной оплаты в полном объеме текущего потребления. Также заключаются мировые соглашения и договоры о рассрочке", — рассказали в компании.
Такая работа направлена прежде всего на усиление платежной дисциплины потребителей. "Поэтому компании улучшают клиентские сервисы, развивают дистанционное взаимодействие, внедряют новые способы уведомления потребителей, которые не оплатили счета вовремя", — сказал представитель пресс–службы ПСК.
Помимо кнута используется и пряник. "Для тех, кто платит вовремя, проводятся поощрительные акции — "Кабинет подарков" для бытовых потребителей "Петроэлектросбыта" и акции с призами для потребителей ПСК", — добавил представитель Петербургской сбытовой компании.
Суд идет
Если увещевания не помогают, а также после отключения электроэнергии или в случаях, когда ограничение ее подачи затруднено, начинается судебная работа. ПСК за 11 месяцев 2019 года в отношении юридических лиц подала 2,2 тыс. исков и заявлений о вынесении судебных приказов на 3,085 млрд рублей.
Компании также могут обращаться в государственную жилищную инспекцию на предмет выявления нарушений лицензионных требований со стороны управляющих организаций. Такую возможность поставщикам предоставило правительство РФ, в сентябре прошлого года приняв постановление № 1090 "О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам управления многоквартирными домами". Документом к числу грубых нарушений лицензионных требований отнесено наличие признанной лицензиатом или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед РСО в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения. То есть накопившая долги управляющая компания рискует лишиться лицензии.
Как говорят поставщики, одним из перспективных направлений борьбы с дебиторкой является использование механизма привлечения к ответственности лиц, контролирующих должников (руководителей, учредителей и т. д.), действие или бездействие которых способствовало росту долга.
Заставляя монополистов сокращать издержки, власти предоставляют им новые механизмы по упрощению процедур взыскания просрочки и воздействия на неплательщиков. "Компании постоянно работают над сокращением дебиторской задолженности. Меры так или иначе применяются одинаковые, с учетом изменений в законодательстве, которые могут упростить работу РСО", — говорят в Петербургской сбытовой компании.
Потребителям на этом фоне необходимо не допускать роста задолженности, а для сокращения размера счетов за ресурсы — всерьез задуматься об энергосбережении.
“
Несмотря на то что фактически работа по "прямым" договорам ведется в Санкт–Петербурге достаточно давно, на законодательном уровне возможность заключения договоров между потребителями и РСО напрямую была установлена только в апреле 2018 года, после чего, вероятно, использование такой схемы стало повсеместным. К чему приводит ее применение? В зоне ответственности посредников остается только вопрос снабжения ресурсами мест общего пользования в МКД, объемы потребления в которых меньше совокупного потребления в жилых помещениях. То есть задолженность УК может уменьшиться за счет сокращения объемов приобретаемых ресурсов у РСО. К другим причинам могут быть отнесены различные механизмы, которые используются РСО для снижения задолженности (претензионно–исковая работа, антирейтинги УК, заявления о признании УК банкротами). Следует отметить, что в 2018 году РСО удалось создать положительную судебную практику по привлечению руководителей УК к субсидиарной ответственности по долгам УК, что, возможно, также могло повлиять на "собираемость" платежей.
Мария Васильева
юрист юридического бюро "Григорьев и партнеры"
“
Работу по взысканию задолженности стали вести лучше, что не позволило просрочке сильно вырасти. Не исключено, что сыграли свою роль и тарифы, которые не выросли на ранее планировавшуюся величину, что повлияло на общий размер долга. Больше потребителей смогли изыскать средства, чтобы оплачивать потребленную электроэнергию, они не стали копить долг. Наконец, могли оказать влияние и меры по развитию энергосбережения и повышению энергоэффективности, что не позволило значительно увеличиться неплатежам.
Дмитрий Баранов
ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"