Несмотря на общероссийский кризис печатной прессы, газета "Деловой Петербург" за 2 года смогла нарастить аудиторию почти на треть.
Когда разговоры о цифровизации только начинались, большинство экспертов пророчили печатным изданиям скорую смерть. Время показало, что эти выводы были поспешными — без боя бумага не уйдет. Став повседневной, виртуальность наскучила: онлайн все чаще критикуют за ничем не сдерживаемые потоки информации, среди пользователей популярность набирает "цифровой детокс". Опыт "ДП" показывает, что вопрос в самом деле не в носителе, а в контенте. Хотя в целом по стране рынок традиционных изданий продолжает падать, грамотные реформы способны вернуть интерес к печатной прессе.
Согласно данным Союза предприятий печатной индустрии, продажи газет и журналов в России снижаются в среднем на 9% в год, а за прошедшую пятилетку они потеряли 45% своей аудитории. Помимо массового перехода россиян на цифру, на снижение продаж также повлияло и повсеместное сокращение количества киосков.
Хуже всего дела идут у журналов про IT–технологии и автомобили, их продажи каждый год сокращались на 15–16%. Лучше переживают кризис носителя журналы для садоводов и огородников: там просадка составила лишь 2–3%. Информационно–новостные издания в среднем по стране потеряли 10–12% читателей.
Читайте также:
От редакции
2020–й как на ладони
Но это не значит, что бумага больше ничем не удивит своего читателя. Опыт "Делового Петербурга" последних 2 лет доказывает, что печатные СМИ способны заметно увеличивать аудиторию — при условии, конечно, что готово меняться само издание. Когда в конце января 2018 года газета начинала трансформацию, охват аудитории составлял 53 тысячи человек. Сейчас каждый номер "ДП" читают почти 69 тысяч. По данным Mediascope, в Петербурге это лучший показатель в категории измеряемых ежедневных газет (без учета бесплатных изданий). Кроме того, это почти 30%–ный рост — на падающем рынке.
Ключевая цель, которую в 2018–м ставила перед собой редакция, — сделать "ДП" достовернее, аналитичнее и современнее. Судя по цифрам рейтингов, аудитория эти ценности разделяет. Почему–то о петербургском бизнесе до сих пор принято думать как о бандитах из 1990–х или детях больших чиновников. На самом деле это думающие люди с потрясающей предпринимательской хваткой. Они оказались готовы воспринять "проблемную" газету, которая не только хвалит, но и указывает на просчеты. За это мы им, разумеется, благодарны.
Но меняется не только медиа, наша аудитория тоже молодеет, богатеет и развивается. В январе 2018–го среди читателей "ДП" было 58% людей с высшим образованием и 39% — со средним. Сейчас это соотношение заметно изменилось: 67,1% и 32,7% соответственно.
В 2018–м читателей в возрасте от 16 до 34 лет было 34,2% от всей аудитории "ДП", сегодня их — 42%. Читателей в возрасте от 35 до 54 лет было 30,8%, сегодня — 37%. 55 лет и старше — 34,9% два года назад и 21,2% сегодня. Таким образом, с 2018–го аудитория "ДП" помолодела на 14%.
В этом году мы продолжим в газете точечные изменения. Ведь, как давно известно из классики, "нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда–то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее". Важная задача на наступающие месяцы — исследование процессов, происходящих в регионах Северо–Запада России. Как нам представляется, сегодня их потенциал используются петербургским бизнесом далеко не до конца.