В один день, но все–таки не одновременно областной и городской губернаторы заговорили об интеграции регионов. Первым был глава Ленобласти Александр Дрозденко, заявивший, что надо говорить не "об изменении границ" (то есть объединении города и области), а об "учете интересов жителей", после чего озвучил список направлений, по которым хотел бы интегрироваться с Петербургом. Смольный отреагировал вяло.
Во–первых, сказал Дрозденко, надо выравнять коммунальные тарифы. Во–вторых, уравнять социальные льготы. В–третьих — "дорожная интеграция": строить развязки на границах двух субъектов на паритетных основах с участием федерального бюджета. Наконец — "мы просим и Петербург в соотношении 50/50 создать совместную программу по переработке мусора, который город ввозит в Ленинградскую область, и компенсировать часть экологической нагрузки, которую несут жители области". За это область согласна выделить зеленые территории "в 30–километровой зоне вокруг мегаполиса, где будет запрещена любая хозяйственная деятельность, для того чтобы это были "легкие" Петербурга".
"Я в этом году буду предлагать подписать соглашение с Петербургом о полной экономической, социальной и транспортной интеграции", — заявил областной губернатор.
В ответ в Смольном явно попытались показать, что ничего особенного не произошло. "Александр Беглов, находящийся с рабочей поездкой в Москве, сегодня прокомментировал состоявшуюся у него ранее встречу с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко по широкому кругу вопросов взаимодействия регионов. Как сообщил глава Северной столицы, в беседе шла речь о формировании интеграционного плана города и области", — сообщила губернаторская пресс–служба. И одним предложением — про "синхронизацию деятельности" по всем направлениям.
В принципе, все можно было бы списать на текущую политическую конъюнктуру. У Александра Дрозденко в этом году выборы, а тема объединения города и деревни всплывает на них постоянно. Вот он и решил застолбить тему. А у Беглова выборы уже прошли, поэтому он просто решил помочь коллеге, чтобы тот не выглядел одиноко.
Но, во–первых, тема объединения в последнее время не только предвыборная. Ее обсуждают, хотя и гипотетически. Во–вторых, было совещание глав двух регионов, на котором обсуждались вопросы интеграции. По информации "ДП", оно состоялось в полпредстве.
Никто пока не понимает, идет ли речь об интеграции по тем направлениям, которые обозначил губернатор Дрозденко, или об "изменении границ", то есть либо частичном (как в Москве), либо полном присоединении области к городу. Пока, если говорить о конкретике, есть только озвученные Александром Дрозденко инициативы.
Учитывайте свой бюджет
Про унификацию социальных льгот ни областные, ни городские профильные чиновники пока ничего сказать не могут. В аппарате зампреда правительства Ленобласти по социальным вопросам Николая Емельянова "ДП" пояснили, что на сегодняшний день никакой конкретики нет. Сейчас они заняты "сбором и анализом данных". Когда этот процесс должен завершиться, также неизвестно. Глава городского комитета по социальной политике Александр Ржаненков сообщил "ДП", что в городе более 80 льготных категорий. "Конечно, жители соседних регионов часто хотят иметь схожие льготы и выплаты, но необходимо учитывать специфику региона и возможности бюджета", — заявил чиновник. Он отметил, что городской комитет находится "в постоянном диалоге с коллегами из Ленинградской области при разработке новых мер поддержки" и обменивается с ними опытом.
Опыт пока так себе
На вопрос о возможности совместных дорожных проектов в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Смольного "ДП" заявили, что "на текущий момент выстроенного механизма взаимодействия по вопросам финансирования между субъектами нет".
"В дальнейшем, если такие проекты будут реализовываться, процентное соотношение финансирования будет определяться индивидуально в каждом случае", — отметили в ведомстве.
В данный момент, по сути, есть только один пример сотрудничества двух регионов: строительство так называемого обхода Мурино и Нового Девяткино справа — продолжение Пискаревского проспекта с выходом на автомобильную дорогу Санкт–Петербург — Матокса. Его реализация показывает все сложности взаимодействия регионов, где каждый работает в границах своей территории. Из 7,6 км будущей трассы по земле Петербурга пройдет только 850 м, однако именно у городских чиновников затянулся вопрос с подготовкой документации: область сделала ее к лету 2018 года, но из–за задержки города в Главгосэкспертизу проект отправился только весной 2019–го.
Еще один дорожный объект, где предполагается задействовать все три бюджета, — Восточный скоростной диаметр (ВСД, он же Широтная магистраль скоростного движения), который соединит ЗСД с КАД в районе Мурманского шоссе. Федеральное финансирование на него фактически обещано. Однако пока при поддержке ВТБ и Газпромбанка будет строиться только первый этап — от ЗСД до Витебского проспекта, и до области дорога доберется не скоро.
Возможно, два региона могли бы начать с ремонта и расширения задыхающихся вылетных магистралей, таких как Токсовское или Колтушское шоссе, вдоль которых сосредоточены высотные жилые массивы. Тем более что последнему предстоит принять на себя поток мусоровозов, которые повезут мусор из Петербурга на завод МПБО–2 в Янино. В дорожном комитете Ленобласти считают, что работать по совместным объектам можно путем заключения финансовых соглашений, где каждый регион пропишет свою долю участия.
"На первом месте должно стоять развитие общественного транспорта, — прокомментировал "ДП" эксперт транспортного развития территорий ИТП "Урбаника" Илья Резников. — Это метрополитен (новые станции), железные дороги (интенсификация движения), транспортно–пересадочные узлы и перехватывающие парковки. В некоторые самые близкие пригороды (Кудрово, Мурино) логично строить трамвайные линии. Крайне важна и тарифная интеграция. Петербург не заинтересован в том, чтобы жители Ленобласти приезжали на личных автомобилях, с потоками которых городские улицы все равно не справятся".
Неизбежный союз
Согласно федеральному законодательству на территории Петербурга не могут находиться мусорные полигоны. Несмотря на слухи о возможном сотрудничестве с другими субъектами (например, Новгородской областью), вывоз городского мусора в Ленобласть выглядит наиболее логичным и перспективным. Уже сегодня областные предприятия принимают часть городских отходов (частично они оседают на незаконных свалках, однако основные объемы приходятся на легитимные договоры).
Ежегодно Петербург генерирует порядка 10 млн т отходов. Соглашение по утилизации город и область планировали подписать в феврале, однако пока что движения по этому вопросу нет.
Александр Дрозденко и ранее заявлял, что просто так принимать чужой мусор не предполагается: город мог бы выплачивать региональный экологический сбор.
Полученные деньги Дрозденко предложил целевым образом направлять на улучшение экологической ситуации в районах размещения полигонов, а также на повышение уровня жизни местных жителей. По мнению областного губернатора, Петербург может тратить на это средства своего бюджета (так делает Москва, субсидирующая Московскую и Калужскую области, принимающие ее мусор) или повесить плату на граждан и бизнес, включив в тариф. "Речь идет о небольшом увеличении тарифа", — уточнил областной губернатор. Тогда деньги будут поступать в бюджет области, а уже дальше — распределяться по районам.