Подрядчика на капремонт М–10 за 2,7 млрд рублей нашли, поменяв форму торгов с аукциона на конкурс.
Речь идет про капремонт 32 км трассы М–10 "Россия" между населенными пунктами Ушаки и Трубников Бор (593–626–й км) по левой стороне. В июне 2019 года, когда торги только объявили, стоимость работ оценивали в 2,6 млрд рублей, к февралю 2020–го они подорожали до 2,7 млрд рублей. Пройдя долгий путь, контракт, похоже, все же достанется компании "ВАД" Валерия Абрамова и Виктора Перевалова.
С трех попыток
Подвести итоги конкурса Упрдор "Северо–Запад" хотел в июле прошлого года, однако АО "ПО "Возрождение" Игоря Букато удалось обжаловать торги в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Причем по работам не только на левой стороне, но и на правой (закупки по обеим проводились одновременно, суммарная стоимость — порядка 5 млрд рублей). После этого заказчик объявил новые аукционы по капремонту трассы М–10, однако "Возрождение" вновь нашло нарушения в документации: в требованиях к товарам, используемым при выполнении работ, заказчик установил показатели, значения которых становятся известными только при испытании партии товара после его производства.
Параллельно в ходе внеплановых проверок ФАС России было установлено, что при проведении обоих аукционов Упрдор издал ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок. Было решено не учитывать требования инструкций при их рассмотрении, новые закупки объявлять не требовалось.
В итоге все закончилось тем, что контракт на капремонт правой половины участка М–10 на 2,4 млрд рублей в августе заключили с "ВАД", а электронный аукцион по левой половине в октябре прошлого года Упрдор решил отменить. В январе 2020 года в ведомстве комментировали "ДП", что он будет проведен после доведения соответствующих лимитов федерального финансирования. Месяцем позже такие лимиты появились, и ФКУ объявило новые торги, однако уже в формате не аукциона, а конкурса. Заказчик объясняет это наличием в закупке работ по капремонту искусственных дорожных сооружений.
Теперь — конкурс
"Объектом закупки работ являются в том числе работы по капитальному ремонту локальных очистных сооружений и малых искусственных сооружений. Они относятся к искусственным дорожным сооружениям. Исходя из этого в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56.1 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет данную закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме", — прокомментировали в ФКУ "Упрдор "Северо–Запад".
При этом документация осталась прежней. Работы на искусственных дорожных сооружениях входили в нее так же, как и при первых торгах.
По мнению генерального директора юридической компании "Юарайт" Дениса Евдокимова, сменой формы проведения торгов заказчик ограничивает конкуренцию.
"В документации действительно есть небольшой мост, где нужно провести работы на 40 млн рублей при общей цене контракта в 2,7 млрд рублей. На этом основании абсолютно незаконно взяли и объявили конкурс с ограниченным участием. В конкурсе бессмысленно участвовать, потому что критерии отбора будут абсолютно субъективны, — говорит Денис Евдокимов. — Если бы они объявили аукцион, как в первый раз, то к участникам в рамках первых частей заявок нельзя было бы уже предъявить многочисленные требования".
Пишите заявки
Дело в том, что с июля прошлого года вступили в силу изменения в 44–ФЗ,согласно которым теперь участники аукционов в первой части заявки только выражают свое согласие с опубликованной проектной документацией, раньше же им приходилось указывать конкретные показатели на основании требований заказчика. Заказчики с помощью инструкции по заполнению заявки могли превратить этот процесс в разгадывание захватывающего ребуса, говорят участники рынка.
В то же время в конкурсах заказчик сохранил право выставлять требования к участникам торгов.
Сейчас, согласно сайту госзакупок, на конкурс по М–10 поступила только одна заявка — от "ВАД", с которым и планируется заключить контракт.