Сегодня все СМИ и соцсети перегружены сообщениями о пустых полках в магазинах, о горожанах, которые за последнюю неделю создали у себя дома, наверное, годовой запас продуктов «первой необходимости». Повсюду звучат слова «коронавирус», «гречка», «туалетная бумага», «санитайзер». Между тем среди самих ретейлеров паники не наблюдается: по их словам, запасов продуктов на складах достаточно, цены держатся на том же уровне.
В некоторых торговых залах крупных гипермаркетов даже объявляют об этом по громкой связи и просят покупателей взвешенно подходить к приобретению товаров с учетом стабильной доступности. К этому же призывает горожан и президент России Владимир Путин, а также губернатор Петербурга Александр Беглов.
Безусловный минус всей создавшейся ситуации – это паника, вызванная непониманием людей, что происходит и чего ждать в целом, а также насущными вопросами: как уберечь себя и своих близких от инфекции, какие средства защиты использовать, какие продукты приобретать в первую очередь? При этом бизнес ищет наиболее оптимальные решения для выживания в условиях карантина.
Пока туристическая отрасль и гостиничный рынок больше всех ощутили на себе влияние коронавируса и терпят значительные убытки. В то же время напряженные дни настали у ретейлеров. Продажи идут полным ходом. Более того, представители сетей сетуют, что не всегда успевают подвозить новую продукцию своевременно, а сотрудники – выставлять товар на опустевшие полки.
Крупы, санитайзеры, бумага
У каждого свое понимание того, что должно входить в товары первой необходимости, – в зависимости от образа жизни отдельно взятого человека. Тем не менее в некоторых сетях даже попробовали сформировать этот необходимый минимум и предложили продавать товары комплексно, в тележке, по фиксированной цене. И в этот набор, как и в другие кризисные для нашей страны времена, вошла гречневая крупа. Почему она имеет столь сакральную ценность для россиян, неизвестно. Вряд ли те, кто отказывался от гречки месяцами в пользу более изысканных блюд, вдруг неожиданно в период пандемии открыли для себя чудодейственные свойства этой крупы, хотя ее богатый и сбалансированный состав, насыщенность витаминами и аминокислотами неоспоримы. Конечно, играет роль срок годности гречки – 15–20 месяцев в упакованном виде, ее сытность: тарелка гречки с молоком по количеству белка и углеводов едва ли уступает полноценному обеду с мясом, гарниром и хлебом. И, конечно, никто не отменял так называемого стадного чувства: так уж повелось, что человек силен коллективным умом. Может создаться иллюзия, что гречневая крупа является стратегически важным продуктом, когда все соседи, коллеги по офису и знакомые из соцсетей активно затариваются именно этим продуктом.
Ключевые игроки рынка сходятся во мнении, что, помимо гречки, в последние недели значительно возрос спрос на антибактериальные салфетки, средства для стирки и обработки поверхностей, туалетную бумагу, консервы и макароны. В сетях активно обсуждается рост цен, в подтверждение выкладываются фотографии с дорогостоящими товарами. «ДП» разбирался, так ли это на самом деле. Для сравнения были взяты цены на продукцию таких крупных ретейлеров, как «О’Кей», «Лента», «Перекресток», Оптоклуб «Ряды».
Что почем
Корреспондент «ДП» побывал в нескольких магазинах каждой сети 21 марта и обнаружил, что гречневая крупа по популярности находится на одном уровне с антисептиками и обгоняет даже туалетную бумагу. Причем цены на гречку сильно различаются, а кое-где она и вовсе отсутствует, как товар повышенного спроса. Но, как правило, это касается супермаркетов, где ассортимент меньше и продукты быстрее раскупаются. Итак, на 21 марта в гипермаркете «О’Кей» упаковка гречневой крупы «АгроАльянс» стоила 73,99 рубля за 900 г, а в Оптоклубе «Ряды» по клубной карте гречка той же фирмы – 199,99 рубля за 3 кг. В гипермаркетах «Лента» преимущественно представлена лишь марка «Националь», стоимость которой за 1,5 кг составляет 157,79 рубля. В двух магазинах сети «Перекресток», где побывал корреспондент «ДП», гречки не было. Зато этот дефицитный продукт есть в онлайн-магазине сети – по 128,90 рубля за 1,5 кг.
Рис марки «АгроАльянс» в выходные в одном из гипермаркетов «Лента», где товар не успели раскупить, можно было приобрести по акции – 64 рубля за 900 г (обычная цена в магазинах сети составляет 124 рубля за 900 г), в «О’Кей» – по 95,99 рубля за 900 г, а в Оптоклубе «Ряды» по клубной карте упаковка риса весом 1,5 кг обходится в 99,99 рубля. В «Перекрестке» эта крупа на данный момент представлена большей частью в пакетиках для варки по 93,94 рубля за упаковку, а в онлайн-магазине – начиная от 104 рублей за 900 г.
Практически во всех торговых точках – большой выбор стиральных порошков, причем в наличии в том числе и акционные позиции. Для сравнения «ДП» взял порошок, который есть везде, – «100 пятен» фирмы BiMax. В «Ленте» его цена за 6 кг составила 842,99 рубля, в «О’Кей» – 884 рубля за такую же упаковку, в «Перекрестке» предлагается расфасовка по 3 кг – за 453 рубля. Зато в Оптоклубе «Ряды» по клубной карте можно купить сразу 9 кг за 599,99 рубля.
Охлажденная свинина в большинстве гипермаркетов оказалась раскуплена, особенно окорок и лопатка. Окорок оказался в наличии лишь в «О'Кей» – по 279 рублей за 1 кг и в «Рядах» – по 249,99 рубля за 1 кг. Свиная шея была представлена практически во всех торговых сетях, но в разных ценовых категориях. Так, в «Ленте» 1 кг обошелся бы в 379,99 рубля, в «О'Кей» – в 389 рублей, в «Перекрестке» – в 399 рублей за 1 кг, в Оптоклубе «Ряды» по клубной карте – в 339,99 рубля за 1 кг.
Тушка цыпленка бройлера также не оказалась в дефиците. Во всех сетях товар был в наличии. Цена на него в гипермаркетах «О’Кей», «Лента», Оптоклуб «Ряды» составила 119 рублей за 1 кг, в гипермаркете «Перекресток» чуть дороже – 129 рублей за 1 кг.
И, наконец, санитайзеры сегодня в любой торговой сети найти практически нереально. Но в качестве альтернативы можно воспользоваться влажными салфетками. За их наличием в магазинах ретейлеры внимательно следят.
Голосуем рублем
Когда человек понимает, что выбор есть, он неизбежно начинает задумываться о соотношении цены и качества продукции, а не хватать судорожно с полки последнюю оставшуюся единицу товара – неважно за сколько. Если стоимость товара оказывается привлекательной для покупателя, то, скорее всего, он выставлен с минимальной наценкой. А это уже зависит от модели работы конкретной сети.
Например, формат Оптоклуба «Ряды» предполагает минимальную маржу – менее 13%. Именно при такой марже уже несколько лет полноценно обслуживаются торговые залы с ассортиментом 4 тыс. SKU.
По словам представителей сети, в Оптоклубе «Ряды» не намерены пользоваться сложившейся сегодня ситуацией и завышать цены независимо ни от каких внешних обстоятельств, тем более во время ажиотажного спроса. Их маржа останется такой же, и цена товара для покупателя будет зависеть только от цен поставщиков. Более того, оперативно обслуживать именно такой поток товаров и покупателей – это норма, к которой стремится сеть.
Нет панике
Как возникает паника? Когда человек, а то и не один, в надежде положить в корзину заветный товар подходит к стеллажу, а он пуст. Как сообщили «ДП» в гипермаркете «Перекресток», чтобы избежать подобной ситуации в своих гипермаркетах, они увеличили объемы поставок социально значимых товаров со складов в магазины в 2–4 раза и скорректировали правила выкладки: некоторые товары теперь выставляются паллетами, чтобы обеспечить возросший на них спрос.
Стоит отметить, что продукция в паллетах, которую еще не успели разобрать продавцы, становится характерной особенностью сегодняшних магазинов. Поэтому, увидев пустые полки, не стоит паниковать, посмотрите вокруг: наверняка рядом есть нераспакованный товар. Обратитесь за помощью к работнику торговой точки, которых в залах сейчас великое множество: все задействованы в выкладке товара, в том числе и административный персонал.
Во избежание очередей на кассах в пиковые часы работают все, кто может, и продавцы, и заместители директоров. По информации ключевых игроков рынка, руководство сетей отменяет сейчас все отпуска, меняет графики работы, нанимает дополнительный персонал и перераспределяет транспорт для развоза категорий повышенного спроса. Благодаря онлайн-мониторингу торговых точек в «Перекрестке», например, стараются своевременно перенаправлять потоки товара в те магазины, где зафиксирован особо повышенный спрос.
Уберечь своих покупателей от ощущения дефицита и панических настроений всячески стараются и в «Рядах». Здесь также был увеличен штат кассиров, а ситуация с поставками каждый день находится под строгим контролем руководства. Кроме того, учитывая специфику работы ретейлера (ориентация на оптовиков и большие обороты товара при низкой марже) и большие торговые площади во всех точках продаж сети, покупатели даже в часы пик могут соблюдать безопасную дистанцию во время покупок. В первую очередь благодаря широким проходам, которые не принято занимать дополнительной выкладкой товара.
Чего ждать
Прогнозировать в создавшихся условиях что-то довольно сложно, ситуация в стране и в мире ежечасно меняется. На данный момент можно говорить о резко возросшем спросе на продукты первой необходимости и средства гигиены, перераспределении покупательского потока с выходных на будние дни. Пиковое время нагрузок сейчас определить сложно: все зависит от появляющейся в новостях информации, которая, к сожалению, может быть преувеличена или не соответствовать действительности. Поэтому ретейлеры сейчас вынуждены работать в авральном режиме, чтобы всячески поддержать и успокоить покупателя и, конечно, сохранить свое имя.