Коронавирус заставил ЕС забыть о едином рынке и ввести экспортные ограничения.
На фоне пандемии COVID-19 множество стран, включая Россию, ввели запрет на экспорт медицинского оборудования, медицинских масок, респираторов и иных изделий, помогающих бороться с коронавирусной инфекцией. Однако такие меры внутри Евросоюза, основой которого всегда была свободная торговля, ударили по единству сообщества.
Каждый сам за себя
Отдельные страны Евросоюза ввели запрет на экспорт медицинской техники и материалов почти так же быстро, как некоторые азиатские страны. Об ограничениях уже объявили Германия, Франция, Чехия, Польша, некоторые другие члены ЕС. Запреты вводились параллельно заявлениям Еврокомиссии о том, что свободный рынок должен сохраниться. На взывания Брюсселя отвечали железобетонным аргументом: в первую очередь необходимыми средствами должны быть обеспечены местные врачи и пациенты.
Пионером стала Франция. Ещё в начале марта Париж провозгласил об акте реквизиции, согласно которому все защитные средства, произведённые внутри страны, должны там и оставаться. Даже успели задержать и изъять партию защитных масок, которую произвели по заказу Министерства здравоохранения Великобритании.
Неправительственная организация Global Trade Alert, которая изучает международный протекционизм, посчитала, что с начала пандемии новой коронавирусной инфекции разные страны приняли 46 различных ограничений экспорта. В один момент в Германии была задержана партия медицинских масок, которую из Китая транспортировали в Швейцарию.
Брюссель призывает к солидарности
Волна запретов вынудила официальный Брюссель призвать членов Евросоюза к солидарности. Комиссар ЕС по антикризисному управлению Янез Ленарчич признал, что правовое обоснование для отдельных ограничений у стран сообщества есть, но в настоящий момент самое главное — быть едиными.
"Даже при возможностях ограничивать экспорт об этих планах необходимо сообщать заранее. Они должны быть взвешенными и пропорциональными. Даже если это законно, это всё равно вызывает угрозу нашим общим усилиям справиться с кризисом", — сказал Ленарчич. Его слова цитирует Financial Times.
Сейчас Брюссель задался целью накопить некий общий резерв медицинской продукции, который можно будет использовать для любой страны ЕС, оказавшейся в тяжёлой ситуации. При этом сама Еврокомиссия ещё 15 марта объявила о запрете вывоза медицинских средств за пределы ЕС. Исключения применяются в отдельных случаях и только после получения специального разрешения от ЕК. "Это не запрет экспорта, это временные меры", — пыталась сгладить картину председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Запрещают вывоз лекарств
На практике просьбы пока, кажется, услышаны не были. Чехия по-прежнему запрещает вывоз за свои пределы защитных масок и костюмов. Их можно продавать исключительно правительству Чехии или подвластным ему учреждениям.
Похожий порядок во Франции. Все защитные средства, произведённые в стране с 4 марта по 31 апреля, находятся под контролем властей. Это официальный приказ.
Ещё дальше пошли в Польше. Там и вовсе запрещён вывоз не только масок, костюмов, перчаток и подобных средств, но и в принципе любой техники и продукции, которой "может не хватать в стране". В числе этого — и лекарства от гриппа, и иглы для шприцев, и ещё целый список препаратов.
"Только производя больше, сохраняя продукцию в Европе и делясь ею, мы сможем защитить своих врачей и граждан", — тщетно взывая к разуму, написала глава ЕК Урсула фон дер Ляйен уже в Twitter.
Экономический национализм
Профессор Института мировой экономики Петерсона Чад Браун считает, что такие тенденции могут только ухудшить борьбу с COVID-19. Экономический национализм, по его словам, явление не новое, но именно сейчас страны-эгоисты рискуют сами угодить в яму.
"Запрет на экспорт — это естественный первый ответ. Но нужно понимать, что в таких ситуациях думаешь только о том, что я сделаю здесь и сейчас. Но если подумать, что и другие могут предпринимать эти же меры против тебя, то понимаешь, что в такой ситуации победителей не будет", — считает профессор.
В пример можно привести Румынию, которая 12 марта, запрещая экспорт медицинских товаров, лишила множество стран мира компонентов для ИВЛ. В список попали шланги для вентиляторов лёгких, которые производятся именно в этой стране, а дальше развозятся в другие государства.
"Производителей удалось убедить вычеркнуть эту продукцию из списка, но это показывает, как быстро запреты могут стать угрозой для всей мировой цепочки поставок", — сказал Браун в интервью Euractiv.
Например, Сербия из стран ЕС импортирует 73% защитных экранов для лица и 72% других видов масок.
"Найти возможности произвести у себя дома такие средства ещё можно, но бедные страны или страны со слабым производством не имели бы никаких шансов получить такую технику, как, например, аппараты ИВЛ, которые жизненно важны в борьбе с эпидемией коронавируса", — считает профессор.
Такие действия часто приводят к настоящим торговым войнам. Лучший пример — череда запретов между США и Китаем. Самый большой урон испытывают небогатые страны, которых и в Евросоюзе достаточно, заключил он.