Спрос на рабочие пространства в период карантина упал до минимума. Большая часть коворкингов закрыта. Тяжелее всего тем, кто запускал их на заёмные средства.
Прекратили работу все сети, располагающиеся в торговых и офисных зданиях, креативных пространствах. О том, что все коворкинги "Практик" (крупнейшая сеть в Петербурге) закрыты, "ДП" рассказал исполнительный директор Владимир Дорофеев. "Спрос упал, хотя он есть. Перспектив пока никаких", — заявил он. "Многие коворкинги работают, но в ограниченном режиме. Так как народу мало, дистанция сохраняется с запасом. Спрос очень небольшой — максимум 10% от обычного", — рассказывает Эльдар Джавадов, совладелец проекта "Коллеги". "Основные сложности, что в постановлении правительства нет точной формулировки в отношении коворкингов. Если рассматривать как офис, то можем работать, если как общественное место, то нет", — говорит Алексей Михайловцев, генеральный директор сети Corner.
Единственная сеть, которая заявила, что работает без изменений, — это Regus. "Наши локации по-прежнему доступны для всех клиентов в режиме 24/7", — сказали в компании. Рассказывать, за счёт чего этого удалось добиться, в Regus не стали.
Ещё одна сложность — соблюдение санитарных норм и правил, которые введены на время карантина. "Необходимо наличие дефицитных масок, антисептиков и периодическая дезинфекция, а это дополнительные расходы, что в период, когда выручка и так сильно падает, тоже не очень хорошо", — сетует Алексей Михайловцев. "У нас тоже выросли расходы на обеспечение санитарной безопасности. Был период в конце марта, когда в дефиците оказались дезинфицирующие средства, маски и перчатки. Сейчас ситуация выровнялась, но издержки всё же были", — говорит Константин Королёв, руководитель федеральной сети GrowUp.
Впрочем, этих затрат можно избежать, если уйти в онлайн, как, например, сделали в "Ясной поляне". "В виртуальном коворкинге действует чёткое расписание на каждый день. А чтобы резиденты чувствовали движение и развитие жизни на самоизоляции, работу здесь совмещают с обучением и развлечениями. Например, в четверг проводят йогу с тренером и вебинар со специалистом по удалённой работе, в среду смотрят кино, а в пятницу вечером пьют вместе вино", — говорит Алексей Котов, генеральный директор коворкинга. Виртуальное открытие провели и во флагманском проекте группы "БестЪ" — "Page на Аптекарской набережной".
Впрочем, часть операторов надеются на лучшее. "Мы ожидаем через пару недель увеличение количества людей, которые начнут работать вне дома, если режим "выходной недели" не станет более строгим. Работа дома часто сопряжена с дополнительными отвлекающими моментами и зачастую менее эффективна", — оптимистичен Константин Королёв. "Думаю, что после режима самоизоляции спрос на коворкинги вырастет. Большинство людей, работающих удалённо, почувствовали все минусы работы из дома, и коворкинг станет для них истинным удовольствием. Сейчас мы принимаем заявки на тестовый день и бронирование рабочих мест онлайн. Надеемся, что после режима самоизоляции сможем обеспечить комфортные места всем желающим", — надеется Алексей Котов.
Ещё более оптимистичен Андрей Лушников, президент группы "БестЪ". "Мы ждём, что после завершения карантина спрос на коворкинги вырастет в разы. Кто-то не договорится о снижении аренды, кто-то, посмотрев на работу на удалёнке, решит, что ему уже не нужны большие площади, много мебели и компьютеров. При этом цена аренды в коворкинге в расчёте на год, учитывая затраты на содержание офиса, примерно такая же. Поэтому будет конкуренция за хорошие места в удачных локациях. Рынок коворкингов быстро сдувается, но и так же быстро надуется после завершения карантина. Уже сейчас мы практически на 50% сформировали лист предзаказов в "Page на Аптекарской набережной" долгосрочными арендаторами", — говорит он. По его оценке, начиная с середины лета стоимость аренды в коворкинге может вырасти на 10–15%.