Республика Карелия известна высокой предпринимательской активностью: малый и средний бизнес формирует более 20% ВРП Карелии, в этой сфере занята треть работающего населения республики. Однако традиционно велик и так называемый "теневой" сектор малого предпринимательства, особенно в сфере туризма. По нему "чёрный апрель" нанёс двойной удар: здесь компании остались и без возможности работать, и один на один со своими проблемами.
Большой пакет мер
В правительстве Карелии знают проблемы "теневой" занятости в МСП: во всех стратегических программах развития республики вопросу вывода малого бизнеса из тени уделяется особое внимание. Но налог на профессиональный доход будет введён в Карелии только с 1 июля 2020 года, а самозанятых, потерявших в апреле и занятость, и доход, спасать надо уже сейчас.
Власти Карелии ещё в начале апреля объявили, что и индивидуальные предприниматели, и самозанятые получат выплаты в размере МРОТ (12130 рублей) за счёт бюджета республики. Глава Карелии Артур Парфенчиков 8 мая уточнил, что за этими выплатами на общую сумму в 33 млн рублей обратились 2726 индивидуальных предпринимателей, и почти треть из них уже получили помощь. На своей странице "ВКонтакте" глава республики рассказал о семье предпринимателей Стрижовых из города Сортавала, для которых такая финансовая помощь "стала хорошим подспорьем".
В правительстве Карелии считают, что подготовили "большой пакет мер поддержки": он разработан с учётом предложений бизнес-сообщества и уполномоченного по правам предпринимателей Елены Гнётовой. Республиканскую часть перечня пострадавших от кризиса отраслей расширяли несколько раз, добавляя всё новые коды ОКВЭД (общероссийского классификатора видов экономической деятельности). Так, например, 30 апреля региональный оперативный штаб по экономике поддержал предложение бизнес-омбудсмена включить в перечень пострадавших деятельность фотоателье и предпринимателей фотографов (того же, к примеру, пока только добиваются фотографы в Республике Коми).
"ОКВЭД относится к статистическим данным, и предприниматели не особенно обращали внимание на записи в ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Вели свою законную деятельность как по основному, так и по дополнительному ОКВЭД. У многих основная выручка приходилась на дополнительный вид деятельности", — пояснила Елена Гнётова. За месяц она получила более 300 письменных обращений от бизнеса, большая часть из которых связана с несоответствием кодов ОКВЭД тем, что указаны в перечне. На местном уровне в Карелии эту проблему решили.
"В нормативном акте на предоставление финансовой помощи индивидуальному предпринимателю в размере 1 МРОТ не указана обязанность заявителя иметь основной ОКВЭД на определённую дату. Учитываются и основной, и дополнительный ОКВЭД, что даёт возможность большему числу предпринимателей получить прямую финансовую помощь", — сообщила Елена Гнётова.
Группа взаимопомощи
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титовназвал Республику Карелия в числе первой пятёрки регионов, наиболее активно поддерживающих бизнес в условиях пандемии коронавируса. Однако не все предприниматели Карелии с такой оценкой согласны: около 2,5 тыс. представителей малого и среднего бизнеса республики объединились в "группу взаимопомощи" в соцсети "ВКонтакте" и заявляют, что меры поддержки запаздывают и принимаются только после давления со стороны бизнес-сообщества.
"В конце марта мы создали чат поддержки предпринимателей для написания обращения к властям Республики Карелия. За месяц с небольшим мы набрали 2,7 тыс. человек, в группе есть и представители власти, которые отвечают на вопросы бизнеса", — рассказала dp.ru предприниматель, специалист по связям с общественностью инициативной группы "Предприниматели Карелии" Светлана Макаревская.
Паблик открыт в соцсети "ВКонтакте", его участники делятся друг с другом информацией, консультируют по законодательству и, что считают самым главным, "добиваются своих целей". Себе в заслугу "Предприниматели Карелии" поставили и выплаты МРОТ на республиканском уровне, и разрешение на работу конкретным предприятиям. "Да, сейчас нам вроде что-то начинают давать — спустя более чем месяц простоя и вынужденных потерь (конечно, сложно назвать это полноценной поддержкой, но хоть что-то), но даже чтобы получить эти копейки, нам нужно пройти все жернова бюрократической машины, которая всячески усложняет жизнь не только получателям помощи, но и себе. Исходя из этого мы должны прекрасно понимать: даже когда мы выйдем на работу, кризис не исчезнет, получить помощь будет ещё сложнее. Поэтому только наша сплоченная работа и отстаивание интересов друг друга сможет нам помочь", — говорится в сообщении по итогам первого месяца существования паблика.
Основные его участники — предприниматели из Петрозаводска. Всего в Республике Карелия, по официальным данным ФНС России, в сфере малого и среднего бизнеса занято почти 58 тыс. человек.
Неравенство и "чистые" районы
Больше всего предпринимателей Карелии возмущает неравенство: почему в условиях карантина одни могут работать, а кому-то строго запрещено? "Открыли "Леруа Мерлен" в Петрозаводске. Люди стоят в очередях на улице, никто не соблюдает дистанцию — ну о чём можно говорить? А у салонов красоты есть и антисептики, и форма, и облучатели, но их не допустили к работе", — отметила в беседе с корреспондентом dp.ru Светлана Макаревская.
Глава Карелии Артур Парфенчиков в начале мая обнадёжил владельцев парикмахерских и салонов красоты: их обещают открыть с 15 мая при условии обязательного соблюдения жителями масочного режима. Однако перед этим, начиная с 11 мая, власти посмотрят, как люди будут вести себя в продовольственных магазинах и аптеках. "Если мы увидим, что в целом общество понимает важность соблюдения профилактических мер, ношения масок, мы готовы при вполне выполнимых, но достаточно жёстких условиях открыть парикмахерские, салоны во всех районах республики", — заявил Артур Парфенчиков. Такой же подход будет использован и в отношении торговли непродовольственными товарами. "Непродовольственные магазины откроем тогда, когда убедимся, что мы научились покупать продукты", — заявил глава республики.
В Карелии, по его словам, для поэтапного снятия ограничений "очень много не придётся делать, потому что значительная часть экономики работает". "У нас работают все промышленные предприятия, фабрики, работает сельское хозяйство, полным ходом идут весенние полевые работы", — отметил Артур Парфенчиков.
Пять районов Карелии с середины апреля уже фактически вернулись к привычной жизни, там не работают только общепит и общественный транспорт. "Чистыми" районами теперь называют Калевальский, Муезерский, Суоярвский, Пудожский и Беломорский — эти обширные территории самые малонаселённые в республике и, как выразился сам глава Карелии, там "коронавирусу 200 км по тайге идти".
"Мы хотим, чтобы с нами считались"
В начале мая в Верховный суд Республики Карелия поступил иск в отношении главы Карелии Артура Парфенчикова, который, по мнению истцов, лишил их "конституционного права на труд и свободу передвижения". Инициатором иска выступили предприниматели из той самой группы взаимопомощи "ВКонтакте" — всего 15 человек. Об иске корреспонденту dp.ru сообщила юрист Анастасия Анушина, одна из истцов. "Мы бы хотели полностью изменить восприятие людей-предпринимателей: мы и налоги платим, и обеспечиваем рабочие места. Мы хотим, чтобы нас нормально воспринимали. Нужно уважать друг друга", — пояснила действия коллег-предпринимателей Светлана Макаревская.
Руководитель республиканского отделения "Опоры России" Андрей Фицев считает, что предприниматели нагнетают ситуацию. "Карелия вошла в пятёрку лучших регионов по поддержке МСП в России. И в этом заслуга правительства Республики Карелия, "Опоры России", уполномоченного по защите прав предпринимателей, Торгово-промышленной палаты. Проблема у членов "Опоры России" в Карелии есть, но мы их решаем", — прокомментировал он ситуацию dp.ru.
Несмотря на все сложности апреля, предприниматели в Карелии "держатся". И рестораны, и кафе мобилизовались. Кто-то занялся доставкой, кто-то работает навынос, начали продвигать бизнес онлайн.
"Бизнес трансформируется. Пока не ликвидируется, но если так продлится ещё месяц-два, будут плачевные последствия", — отметила Светлана Макаревская. По её словам, созданная в Петрозаводске инициативная группа предпринимателей периодически общается и с бизнес-омбудсменом, и с политиками, но ни к каким из действующих партий или деловых объединений примыкать не собирается, а вынашивает планы создания собственной общественной организации.
Оставшийся без дела бизнес задумался о политике.