Большинство салонов с различными услугами будут закрыты в Петербурге до конца мая. На этом фоне самозанятые граждане пользуются значительным спросом, несмотря на карантин и самоизоляцию. Среди них — парикмахеры, мастера по маникюру, курьеры, специалисты по ремонту техники, которых вызывают на дом.
При этом представители сервисов оказания услуг и поиска исполнителей отмечают, что многие самозанятые стали больше оказывать услуги онлайн (педагоги, психологи, спортивные тренеры и т. д.).
Тех, кто продолжает зарабатывать, приезжая к клиентам, призывают соблюдать меры предосторожности — использовать маски, перчатки, антисептики, а по возможности лучше начать оказывать услуги в удалённом формате. Подробнее — в материале dp.ru.
Мир фрилансеров
На карантине востребованы не только традиционные "салонные" услуги. Так, представители сервиса "Профи.ру" рассказали, что в Петербурге сейчас пользуются популярностью услуги фрилансеров (маркетинг, копирайтеры, переводчики, программисты и другие специалисты IT-сферы), есть спрос на услуги, связанные с логистикой и доставкой (грузоперевозки, пассажироперевозки, курьеры). Также у петербуржцев есть спрос на услуги разного рода ремонта: починка бытовой техники, компьютеров, телевизоров, холодильников, подключение и настройка интернета, а также комплексный ремонт помещений.
В компании это связывают с тем, что очень многие перешли на удалённую работу, поэтому им пришлось в срочном порядке приводить домашнюю технику в порядок. Из-за того, что лишние контакты между людьми могут быть опасны, в "Профи.ру" предусмотрели возможность заказа онлайн-консультации со специалистом. Это касается также мастеров настройки ТВ или интернета.
"Относительно услуг красоты — с конца марта мы видим оживление по количеству запросов от клиентов на услуги парикмахеров и мастеров маникюра, но отклик специалистов на такие заказы ниже обычного", — отметили в "Профи.ру".
В сервисе YouDo рассказали, что на самоизоляции петербуржцы стали намного активнее интересоваться услугами бьюти-мастеров и курьеров. Спрос на услуги парикмахеров, мастеров по маникюру и педикюру, фитнес-тренеров, психологов у них вырос на 44%. Но гораздо большим спросом пользуются услуги курьеров: интерес к ним в Петербурге вырос на 50% за последние 2 месяца.
При этом на 63% сократилось число заказов в категории "Мероприятия и промоакции": петербуржцы стали реже заказывать услуги ведущих, организаторов мероприятий, аниматоров, промоутеров, тайных покупателей. На 55% реже обращаются к фотографам и видеографам, на 47% — к юристам, на 27% — к репетиторам и преподавателям, и на 20% сократился спрос на клинеров и помощников по хозяйству. При этом в целом в компании отметили сокращение числа заказов на 30%. Представители YouDo объясняют это снижением платёжеспособности людей в условиях кризиса, а также соблюдением режима изоляции.
"За период карантина количество новых исполнителей из Петербурга, регистрирующихся на нашей платформе, выросло на 38%. Больше всего новых специалистов появилось среди курьеров — прирост составил 80%. По 52% новых исполнителей появилось среди репетиторов и преподавателей, мастеров по ремонту и установке техники, а также среди специалистов, осуществляющих грузовые перевозки", — добавили в YouDo.
Меньше всего петербуржцы предлагают свои услуги по организации мероприятий и промоакций (прирост 28%), категории "Виртуальный помощник" (работа с текстом, расшифровка аудио, реклама и продвижение в интернете) и по организации фото- и видеосъёмок (32%).
Многие надомные услуги могут нарушать условия карантина и самоизоляции. В компаниях по подбору наёмных работников это также предусмотрели. Фрилансерам постоянно напоминают о необходимости дезинфекции инструментов и ношении СИЗ.
"Многие срочные задачи нельзя отложить до окончания карантина, особенно если речь идёт о серьёзной поломке бытовой техники, поэтому люди вызывают мастеров на дом. Мы предупреждаем всех наших пользователей, как заказчиков, так и исполнителей, о соблюдении мер безопасности при личном контакте. Регулярно делаем соответствующие рассылки, напоминающие о строгом соблюдении этих мер. Также мы видим, что многие заказчики сами оставляют подобные требования к специалистам в описании заданий, а исполнители — при предложении своих услуг: отмечают, что работают в маске и перчатках, стерилизуют инструменты, осуществляют бесконтактную доставку и т. д.", — рассказали в YouDo.
В "Профи.ру", в свою очередь, настоятельно рекомендуют всем специалистам переводить свои услуги в формат консультаций онлайн, а клиентов призывают отказаться от несрочных услуг, для которых требуется встреча.
"Внутри сервиса начиная с главной страницы сайта мы просим и клиентов, и специалистов придерживаться рекомендаций врачей, уже организовали несколько рассылок, в которых рассказали о мерах предосторожности, и говорим об этом на нашей внутренней платформе для специалистов. Сейчас очень важно адаптироваться под новые реалии. Мы добавили услугу онлайн-консультации для ряда специальностей, например для электриков, сантехников, мастеров по ремонту техники, косметологов", — прокомментировали в компании.
Кто ушёл в онлайн
В компаниях отметили, что выросло количество самозанятых, оказывающих услуги онлайн. Среди них психологи, педагоги, тренеры и специалисты, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги. Представители "Профи.ру" рассказали, что именно они быстрее всего адаптировались к новым условиям.
"К примеру, психологи показали рост по количеству заказов с конца марта на 25%, более 65% всех заказов клиентов на репетиторов — с местом оказания услуги "дистанционно", — прокомментировали в "Профи.ру".
В YouDo такой подход называют новым трендом в сфере услуг, который, в свою очередь, уже начал порождать новые профессиональные направления.
"Многие специалисты адаптируются под текущие условия и переводят свои услуги в онлайн-формат. Например, фитнес-тренеры, преподаватели по йоге, стретчингу теперь проводят тренировки по видеосвязи. Репетиторы и преподаватели занимаются с учениками по скайпу, психологи — консультируют клиентов удалённо. Появились даже принципиально новые услуги — онлайн-няни и мастера по ремонту онлайн. Няня может занять ребёнка по видео, пока родители заняты своими делами, а мастер — помочь заказчику справиться с проблемой самостоятельно, консультируя и контролируя процесс ремонта по видео. Также появляются предложения от косметологов, стилистов, готовых консультировать онлайн", — поделились в компании.