Рынок велопроката Петербурга вновь претерпевает радикальные изменения. На место "Велогорода" приходит Smart Bike, а конкуренцию ему составит кикшеринг Molnia. Это не первая попытка передела сегмента. Пандемия отражается на нем по–разному. С одной стороны, спрос на велосипеды (как личные, так и шеринговые) растет. С другой — Смольный вынужден урезать расходы на расширение велоинфраструктуры.
Городской велопрокат "Велогород", несмотря на дополнительное финансирование Смольного, уходит из Петербурга и распродает оборудование. С 2014 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) выделил "Велогороду" более 130 млн рублей. Однако уже в 2020–м бюджет не предполагал финансирования велопроката. В комитете "ДП" объяснили, что это связано с невысокой эффективностью работы предприятия.
"Субсидия не выдавалась в связи с низкими показателями. Например, в 2019 году было всего 20 велостанций, тогда как в 2018–м — 56, в 2017–м — 96", — сказали в ведомстве.
На место "Велогорода" как главного прокатчика велосипедов в Петербурге претендовал китайский гигант Mobike, планировавший поставить еще в прошлом году 50 тыс. велосипедов для шеринга без станций. Чиновники предложили начать с 5 тыс., но китайские партнеры почему–то вообще не решились зайти на этот рынок.
Еще одним претендентом на создание новой сети стал ВТБ. Примерно год назад он вел переговоры с городским правительством. ВТБ планировал вложить более 60 млн рублей в покупку оборудования и велосипедов европейского производства стоимостью около 1,7 тыс. евро за штуку. Речь шла о создании сети на 2500 велосипедов, которая бы функционировала по образцу московского городского проката "Велобайк".
Сейчас в КРТИ говорят, что переговоры с ВТБ к конкретным решениям не привели.
Впрочем, в самом банке надежд воплотить этот проект в жизнь не оставили, правда, не без участия городских властей. "ВТБ заинтересован в региональном развитии проекта “Велобайк”. В этом году планируется его запуск в Мурманске и Нижнем Новгороде. Когда власти Санкт–Петербурга примут решение по запуску проекта в городе, мы, безусловно, рассмотрим возможность участия в нем", — рассказали в пресс–службе ВТБ.
Отметим, что в Москве на "Велобайк" в течение 2019–2021 годов планируется потратить 743,1 млн рублей из столичной казны.
Хотим не денег, а внимания
В этом году о своих намерениях занять нишу главного велопроката в Петербурге заявил проект Smart Bike компании "Смарт Групп", которая уже готова предоставить для шеринга 514 велосипедов. Принципиальное отличие от предыдущих операторов велопроката в городе — абсолютно коммерческий подход без претензий на софинансирование со стороны КРТИ.
"Мы запускаемся только за свой счет. Единственное, чего на старте хотим от администрации Санкт–Петербурга, — это публичная поддержка нашего проекта", — сказал генеральный директор "Смарт Групп" Руслан Каврюков.
По его словам, все велосипеды были куплены у китайского производителя. Однако их модификация и дизайн уникальны и создавались компанией специально для Петербурга. Стоимость каждого составляет более 20 тыс. рублей. К лету парк Smart Bike увеличится еще на 500 велосипедов, а довести его в этом году хотят до 1 тыс. единиц, в следующем — и вовсе до 3 тыс. Руслан Каврюков отметил, что компания постаралась учесть особенности российского рынка велошеринга, который часто страдает от вандализма. Поэтому каждый велосипед оборудован не только GPS / GSM–трекерами, но и вибродатчиками. Если технику начинают ломать, то на место оперативно прибудут сотрудники частного охранного предприятия. А если кто–то захочет украсть велосипед Smart Bike, то, во–первых, служба безопасности компании "Смарт Групп" и сотрудники МВД по координатам определят местоположение велосипеда, а во–вторых, из–за уникального дизайна и своей специфики велосипед абсолютно неликвиден на черном рынке.
Программное обеспечение для прокатной сети было разработано с нуля петербургскими программистами. На него потрачено несколько миллионов рублей, отметил гендиректор "Смарт Групп". В перспективе — реализовать возможность пользоваться сервисом Smart Bike без установки отдельного приложения, а при помощи, например, банковских мобильных систем.
Стоимость проката составит 49,8 рубля за первые 30 минут и по 3 рубля за каждую последующую минуту. Предусмотрен также сезонный абонемент, который обойдется в 3500 рублей. За эти деньги клиент может бесплатно использовать велосипед в течение получаса весь сезон проката.
"К сожалению, в наши планы вторглась эпидемия. Но мы готовы запустить шеринг уже на следующей неделе. Разрешение на работу нам, согласно текущим постановлениям, не нужно. Но все меняется постоянно, и поэтому поддержка администрации города, особенно в текущих обстоятельствах, очень важна", — сказал Руслан Каврюков.
В КРТИ пояснили, что санкционировать запуск Smart Bike, вероятно, будет необходимо в администрациях конкретных районов Петербурга. В ведомстве также заявили, что приветствуют проект, так как компания не нуждается в бюджетной поддержке.