Разлив дизеля в Норильске за пару дней стал событием глобального масштаба. Экологи считают, что потери для природы окажутся колоссальными, но, кроме экологических проблем, случившаяся авария может поставить под угрозу развитие других проектов в Арктике.
На территории ТЭЦ-3, принадлежащей АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (НТЭК), 29 мая произошёл разлив около 21 тыс. тонн дизельного топлива. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. тонн попало в грунт, ещё 15 тыс. тонн — в местные водоёмы. До федеральных властей информация дошла лишь спустя несколько дней после события. Российские и зарубежные экологи требуют наказания виновников аварии и усиления внимания ко всем объектам в Арктике, содержащим значительное количество нефти или нефтепродуктов.
Разлив есть, данных нет
Первое сообщение об утечке дизтоплива поступило 29 мая в 12:55, уже в 12:57 оно было подтверждено специалистами ТЭЦ. В "Норильском никеле" (материнской компании НТЭК) сообщили, что "из-за внезапного проседания опор получил повреждения резервуар хранения дизельного топлива". Предполагается, что опоры могли осесть из-за деградации мерзлоты вследствие разбалансирования климата.
Спустя 2 дня, утром 31 мая, топливо уже попало в реку Амбарную, которая питает озеро Пясино. В тот же день правительство Красноярского края ввело на территориях города Норильска и Таймырского муниципального района режим чрезвычайной ситуации межмуниципального уровня. В реках установили боновые ограждения, чтобы не допустить попадания токсичных веществ в озеро Пясино и далее в Карское море.
Несмотря на попытки решить проблему на местном уровне, 1 июня WWF России заявил о необходимости федерального вмешательства. "Дизельное топливо токсичнее нефти, и на данный момент ситуация приняла такой масштаб, при котором без мощной группировки сил и средств федерального уровня нельзя ожидать эффективной очистки", — заявили в объединении. Согласно российскому законодательству, разлив нефти и нефтепродуктов объёмом более 5 тыс. тонн классифицируется как чрезвычайная ситуация федерального значения.
Спустя ещё 2 дня, 3 июня, на сайте Росприроднадзора сообщили, что руководитель ведомства Светлана Радионова осмотрела места разлива в Норильске. В тот же день президент Владимир Путин провёл совещание по поводу аварии и объявил чрезвычайную ситуацию (ЧС) федерального масштаба. Серьёзной критике со стороны президента подвергся губернатор Красноярского края Александр Усс.
В правительстве региона заявили, что ущерб от аварии мог бы быть "минимальным либо значительно меньше", если бы компания "НТЭК" и администрация города Норильска своевременно проинформировали краевой центр, систему реагирования и Главное управление МЧС. В "Норникеле" же сообщили, что данные о происшествии в МЧС всё же были переданы.
Из-за несвоевременного информирования о случившемся было возбуждено уголовное дело о халатности. Генеральная прокуратура РФ также возбудила три уголовных дела по порче земли, загрязнению вод, а также нарушению правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Дизельный след
Экологи Greenpeace назвали происшествие первой аварией такого масштаба в заполярной Арктике. Превышение предельно допустимых концентраций загрязнителей в реках, куда попало дизельное топливо после аварии, составляет десятки тысяч раз от нормы, сообщили в Росприроднадзоре. Под угрозой местная флора и фауна, а также коренные народы Севера, уверены экологи.
На утро 5 июня, по данным МЧС России, разлив удалось локализовать. Спасатели собрали более 200 тонн дизеля. Но экологи считают, что собрать всё разлившееся топливо не удастся.
"Собрать около 20 тыс. тонн дизельного топлива практически нереально, топливо уже впиталось в почвы, нужно снимать почвенный слой до льда. Да, из танкеров выливалось и больше. Но выливалась нефть, и выливалась в основном в тёплый океан. Если бы это была нефть, было бы легче: нефть тяжёлая, осела бы на дне. Если бы это было южнее, тоже было бы легче, бактерии "съели" бы нефтеорганику", — прокомментировал dp.ru эколог, председатель общественной организации "Северо-Западный Зелёный Крест" Юрий Шевчук. По его словам, убрать топливо с воды возможно: есть сорбенты от хвойной муки до резиновой крошки, но на воде, по словам эксперта, осталось уже менее половины дизтоплива, остальное успело впитаться в почвы. В WWF России также уверены, что собрать всё разлившееся топливо вряд ли получится.
"Никогда никому не удаётся собрать все разлившиеся нефтепродукты. Даже если 50% будет собрано, это уже хорошо. У дизельного топлива есть в этом вопросе важное преимущество и важный недостаток. Преимущество — дизтопливо намного быстрее испаряется, чем сырая нефть, и в течение 1–2 недель из того, что не смогут собрать, большая часть испарится, остальное будет замазано на берегах и будет находиться в водной среде долгие годы. Недостаток — те компоненты, которые растворятся, наиболее токсичные и будут оказывать новое негативное воздействие на ихтиофауну и другие водные организмы реки и озера", — рассказал руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России Алексей Книжников.
Угрозу для природы уменьшает лишь то, что катастрофа произошла в уже техногенном ландшафте. Как отметил Юрий Шевчук, в 50 км вокруг Норильска нет питьевых водозаборов из поверхностных источников, а также в данной местности мало кто ловит рыбу. Но, так или иначе, для природы случившееся — это катастрофа регионального значения, особенно если топливо попадёт в Карское море.
"С учётом опыта подобных разливов — за несколько десятилетий разработки нефтегазовых месторождений и эксплуатации трубопроводов и парка хранилищ подобных инцидентов несколько десятков, — можно прогнозировать, что оставшееся загрязнение будет переработано природой за период от 5 до 15 лет, в зависимости от сочетания сред и конкретных естественных объектов", — считает координатор программ Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Андрей Иванов.
Арктика под угрозой
Экологи полагают, что "Норникель" может избежать полной финансовой ответственности за аварию. "Так, в 2018 году аварийный объект прошёл проверку Ростехнадзора. Есть риск, что экологический вред не будет компенсирован полностью, так как по существующему законодательству в компенсацию ущерба может входить стоимость работ по уборке нефтепродуктов, и в этом случае важно, не сколько опасных веществ останется в природе, а сколько компания потратит на уборку", — рассказала dp.ru руководительница медиаотдела Greenpeace в России Виолетта Рябко. В Greenpeace уверены, что после ликвидации последствий компания также должна подготовить проект по рекультивации пострадавшей окружающей среды.
Пока точная сумма расходов "Норникеля" на работы по ликвидации последствий аварии не называется, как и сумма возможного штрафа. По разным оценкам, разлив может обойтись компании минимум в 1 млрд рублей и выше. Ущерб от аварии же оценили в 6 млрд рублей. Но многое будет зависеть от выяснения основной причины случившегося.
"Норникелю", мне кажется, следует опасаться не судебных преследований, а дальнейшего плавного разрушения всей инфраструктуры в ходе таяния мерзлоты. Это куда опаснее и разорительнее", — уверен Юрий Шевчук. Одним из главных выводов, к которому пришли опрошенные эксперты, — необходимость изменения подхода к строительству в Арктике. По мнению Иванова, случившееся является ярким сигналом о необходимости перехода к новым технологиям строительства на Севере, системного обновления строительных правил.
"Экологи давно предупреждали, что вся инфраструктура, поставленная на мерзлоту, начнёт обваливаться уже в 20-х годах нынешнего столетия. На уровне ТЭЦ или даже комбината такие аварии невозможно предусмотреть, речь должна идти о совершенно новой застройке Севера с параллельным сносом старых потенциально аварийных сооружений", — подтвердил Юрий Шевчук. Не исключается, что авария на ТЭЦ-3 действительно даст толчок для пересмотра строительных стандартов в Арктике, к тому же этот вопрос не первый год поднимается на экспертных встречах.
Но также данная авария может не только подтолкнуть к решению давних проблем, но и затормозить реализацию масштабных планов России в Арктике. Российское отделение Greenpeace обратилось к Михаилу Мишустину с просьбой поручить Росприроднадзору и Ростехнадзору провести внеплановую проверку соблюдения законодательства (включая проверку соблюдения технических нормативов) на всех объектах в Арктике, содержащих значительное количество нефти или нефтепродуктов. Такими объектами являются практически все ключевые предприятия, функционирующие на Крайнем Севере, ведь основные российские проекты в Арктике сфокусированы на добыче и переработке полезных ископаемых.
"Экологическая дубина" уже десятки лет используется в качестве оружия в борьбе против экономических и политических проектов. В последние годы этот инструмент активно применяется в том числе против освоения Арктического региона: стоит вспомнить о громком призыве компании Nike и некоммерческой экологической организации Ocean Conservancy в адрес судоходных компаний отказаться от перевозки грузов по маршрутам в Арктике.
Ситуация с разливом дизеля на объекте "Норникеля", помимо реального ущерба природе, в таких условиях может привести и к другим последствиям: авария становится лишним аргументом против ведения бизнеса за полярным кругом.