Обучение превратилось в театр
Меня зовут Матвей Северянин, я — директор онлайн–школы, где учат интернет–профессиям. То есть я постоянно на связи с людьми, которые получают образование. Читаю их отзывы, отвечаю на вопросы, общаюсь в соцсетях. Поэтому давно вижу недостатки вузовской системы в России. Месяцы самоизоляции сделали эти недостатки очевидными для всех.
Поначалу я был рад, что учебные заведения перевели на дистанционку. Для университетов это снижение издержек. Значит, и стоимость семестра должна стать ниже. Для студентов это комфорт — можно учиться дома, не ютиться в общежитии.
Но пообщавшись со студентами, понял: получилось как всегда.
Коллоквиумы заменили онлайн–тестированием, во время которого все бесконтрольно списывают. В таком виде планируют проводить даже сессию и выпускные экзамены в 2020 году. Письменные задания пишут от руки, фотографируют на телефон и отправляют по электронной почте. Это долго и неудобно.
Лекции в стиле «говорящая голова» не интересны даже под модным названием «вебинар».
Если вы преподаватель и сейчас возмущены: «Что этот Матвей Северянин понимает! На лекциях по маркетингу опыты, что ли, показывать?» — предложу решение. Послушайте студентов, поинтересуйтесь их мнением. Провоцируйте дискуссии. Так люди учатся пользоваться информацией, а не только получать ее.
Но вместо этого по всей стране среди преподавателей разыгрывается пьеса «Мы как бы учим», а среди студентов — «Мы как бы учимся». И никто из них не считает другого мошенником.
Но те, кто оплачивает этот спектакль — обычно родители учеников, — благодаря удаленке увидели, что скрыто за кулисами. И теперь негодуют: почему такой суррогат образования продают без скидок за домашнее обучение? Что если онлайн–обучение продлится и после 1 сентября?
Экономический кризис заставит многих родителей влезть в долги ради того, чтобы чадо доиграло эту трагикомедию до конца. Стоит ли диплом того?
Диплом — просто дорогая бумажка. Отзывы Матвея Северянина о реальном высшем образовании
Я считаю, что ценность высшего образования в нынешнем его виде — сильно преувеличена. Около 71% выпускников не работают по специальности, остальные начинают по–настоящему изучать профессию, только выйдя на работу. Конечно, есть те, кому «вышка» необходима, — врачи, ученые, инженеры. Но они жалуются на недостаток практики в вузах, как и гуманитарии.
Даже преподаватели Гарварда говорят, что основной смысл вуза сегодня — лишь полезные связи и знакомства. Стоит ли это 200 000 руб. в год? Почему не уменьшили цены на время карантина, когда вузы не тратились на свет и труд уборщиц?
Потому что вузы — заложники системы, как и студенты. Государственные университеты обязаны сохранить зарплаты преподавателям даже во время карантина, платить налоги. Частные — платят за свои лицензии и аккредитации органам–регуляторам.
Таковы устаревшие «традиции высшей школы».
Как же учиться в XXI веке? Нужна новая система
Компьютеры и роботы скоро заменят простых исполнителей. Но возникают новые профессии, особенно в цифровой сфере. Те, кто их освоят, — не пропадут. Но учиться придется быстро и на практике. Короткие, но емкие курсы (естественно, онлайн) сменят бессмысленные годы в вузах.
Через школу Матвея Северянина проходят тысячи учеников каждый год. Судя по отзывам — не зря. Наши выпускники всех возрастов трудоустраиваются в сети — без диплома. Хотя такое обучение на порядок дешевле, чем 1 семестр в вузе. Понимаете, почему поток учеников растет?
Пока одни ребята просят у родителей выслать им денег на неделю, другие — зарабатывают сами: потому что вовремя осваивают арбитраж трафика или проходят курсы по ТикТок. Когда первые получат заветные «корочки», вторые будут их работодателями.
В экономике будущего шансы на успех есть у тех, кто умеет решать нестандартные задачи и постоянно обучаться. Именно такие люди будут менять страну к лучшему.