Снижение спроса не позволило петербургским автопредприятиям восстановить объем производства после рестарта.
В мае возобновили работу все три петербургских автомобильных завода — Hyundai, Nissan и Toyota. Их конвейеры были приостановлены с 30 марта во исполнение указа президента РФ о дополнительных мерах по предотвращению распространения коронавируса. Однако выпуск автотранспортных средств в Петербурге в мае составил лишь 58,9% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, говорится в материалах Петростата. За прошедшие 5 месяцев объем производства в городе составил 71,2% по сравнению с январем–маем 2019–го.
Эти данные схожи с общероссийскими показателями. По данным Росстата, в мае в России было выпущено 52,2 тыс. машин — на 54,4% меньше, чем в последний весенний месяц годом ранее. Всего же в январе–мае автозаводы страны выпустили 406 тыс. легковых автомобилей — на 37,2% меньше, чем за тот же период прошлого года.
Завод Hyundai начиная с 12 мая работал в две смены, выпуская примерно по 700 автомобилей в сутки. До конца июня предприятие продолжит работу в таком же режиме, сообщили "ДП" в пресс–службе "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР). С 20 июля завод уйдет в традиционный коллективный отпуск на 2 недели. В ХММР уточнили, что сокращений персонала не планируют, предприятие работает в две смены.
Петербургский завод Nissan пока не раскрывает итоги производства за май. В конце мая его конвейер остановили на месяц, до 29 июня, из–за снижения спроса на рынке. "С 29 июня до 16 июля завод будет работать в стандартном режиме, а с 17 июля уйдет на плановые летние каникулы", — сообщили "ДП" в пресс–службе российского представительства автоконцерна. Запустить конвейер планируется 2 августа.
В свою очередь, завод Toyota возобновил производство 12 мая и с тех пор работает в штатном режиме. Концерн не планирует сокращать персонал, на данный момент штат предприятия насчитывает 2150 человек, уточнили в пресс–службе.
Полноценному восстановлению автопроизводства серьезно мешает снижение спроса, полагают эксперты. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в минувшем мае продажи новых автомобилей в России в целом сократились на 51,8% по сравнению с маем 2019 года — до 63 тыс. штук. В Санкт–Петербурге в мае оставались закрытыми все дилерские центры — они могли продавать автомобили только онлайн. Однако, как уже писал "ДП", дистанционные продажи не смогли достичь и половины докризисных показателей.
В мае продажи Hyundai в России снизились на 57%, до 6477 штук (по сравнению с маем 2019 года), говорится в данных АЕБ. Автомобилей марки Nissan было продано на 46% меньше — 2 214 штук. Продажи Toyota в мае–2020 снизились на 43%, до 4 486 штук.
Но и в существующем невысоком спросе происходит смещение акцентов. По оценке экспертов аналитического агентства "Автостат", в мае 2020 года россияне купили 62 тыс. новых и 305 тыс. подержанных легковых машин. Соотношение между ними составило почти 1:5, и это максимальный показатель за всю историю российского авторынка. Так, в 2007–2008 годах это соотношение составляло менее чем 1:2.
Эксперты агентства зафиксировали всплеск продаж новых машин в марте, когда произошло ослабление рубля. Однако уже с апреля на фоне ограничений на работу автодилеров ситуация резко поменялась.
По базовому прогнозу Russian Automotive Market Research, по итогам 2020 года производство легковых автомобилей снизится на 32,5%, до 1,02 млн штук. Если же потребуется введение дополнительных ограничительных мер, связанных со второй волной коронавируса, сокращение производства может превысить 41%.