Для исполнения требований ЮНЕСКО Смольный предлагает изменить Градкодекс: чтобы все стройки в охранных зонах проходили только государственную экспертизу (сейчас у девелоперов есть выбор). Это даст ему рычаг для регулирования процессов.
Для властей это может быть дополнительной мерой (юридическим аргументом), призванной обезопасить скандальные проекты застройки от претензий градозащитников. Когда те будут апеллировать к ЮНЕСКО.
В интересах поколений
Как гласит Градкодекс, чтобы получить разрешение на строительство, застройщик должен пройти экспертизу. Ее предмет — соответствие документации техническим регламентам, требованиям охраны наследия, антитеррористической защищенности и другим нормативам. В общем случае заказчик работ может по своему усмотрению выбирать, куда направить материалы — на государственную или негосударственную экспертизу. Но госэкспертиза обязательна для проектов, сметная стоимость которых подлежит проверке, а также памятников архитектуры, мусорных полигонов и строек в границах особо охраняемых природных территорий. Теперь этот список хотят дополнить еще одним пунктом — проектами в зонах охраны объектов культурного наследия.
Соответствующую поправку в Градкодекс подготовило госучреждение "Центр государственной экспертизы", подведомственное петербургскому Госстройнадзору. В пояснительной записке юристы центра ссылаются, во–первых, на закон "Об объектах культурного наследия…", по которому в России гарантируется сохранность памятников "в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации". А во–вторых, на требования Конвенции об охране всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, в соответствии с которой "каждое государство — сторона данной Конвенции признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного наследия, которое расположено на его территории, возлагается прежде всего на него". Своей поправкой Центр учитывает "необходимость именно государственной охраны объектов культурного наследия".
Государственная дороже
Решивший внезапно заняться вопросами охраны наследия Центр государственной экспертизы был создан в 2009 году, при Валентине Матвиенко, путем выделения из Госстройнадзора, тогда же он был наделен правом проводить госэкспертизу на территории города. По отчетам Центра его фактический доход от этого вида деятельности за 2019 год составил 361,8 млн рублей. Впрочем, он проводит и негосударственную экспертизу (что законом ему не запрещено). Девелоперы отмечают: последняя, как правило, обходится дешевле (тарифы на нее регулируются менее жестко), и, когда не требуется именно государственная экспертиза, заказчики выбирают негосударственную. По сути, на этом рынке Центр конкурирует с коммерческими структурами (а заметных игроков в этой сфере в городе около 20).
Впрочем, законотворческую инициативу сложно объяснить только коммерческой составляющей. Объемы нового строительства в охранных зонах (по крайней мере в центре) недостаточно велики, чтобы говорить о серьезном переделе рынка экспертизы. Так, по данным Архитектурного рейтинга "ДП", в зонах охраны четырех центральных районов в 2019 году было построено около двух десятков домов. С другой стороны, по действующей редакции Градкодекса, согласно системе "КонсультантПлюс", Госстройнадзор не наделен правом оспаривать положительные результаты экспертизы (хотя соответствующая поправка предлагалась в 2018 году).
Так что предложенная сейчас мера с обязательной госэкспертизой может давать ему возможность реально контролировать строительную документацию.
Вагоны пока стоят
Кроме того, можно предположить, что внимание к конвенции неслучайно. Еще осенью 2019 года в Минкульт поступил отчет посетившей Петербург консультативной миссии ЮНЕСКО, в котором был подвергнут критике ряд проектов, не оставшихся без внимания градозащитников, — на месте кинотеатра "Зенит" на ул. Гастелло, возле парка Александрино и в районе Пулковской обсерватории. Хоть интересантам и удалось их в итоге реализовать, но в усеченном виде и после череды судов, да еще и осадок в виде критики из Парижа остался. Также была высказана озабоченность по поводу ситуации с наследием в городе в целом. Минкульту было поручено усилить контроль за местными властями и переработать политику в сфере архитектуры так, чтобы новые здания гармонично сочетались со всемирным наследием.
На практике речь шла о соблюдении формального требования ЮНЕСКО согласовывать с ним все стройки, которые могут повлиять на объект всемирного наследия.
Минкульт стал работать над соответствующими поправками к закону "Об объектах культурного наследия…". Но принятие их откладывалось из–за позиции профессионального сообщества, не желавшего отправлять в Париж "вагоны документов". Высказывались предложения создать здесь, на месте, "единый орган управления наследием" (возможно, его роль может играть КГИОП), который сможет давать экспертную оценку воздействия проектов строительства, чтобы это было убедительно для ЮНЕСКО. Но это сложный и принципиальный шаг, и он пока не сделан.
Член наблюдательного совета Центра госэкспертизы, гендиректор ООО "Институт Геореконструкция" Алексей Шашкин в комментарии "ДП" отметил, что, по его мнению, обязательная госэкспертиза поможет сохранению исторического центра. Потому что вся система негосударственной экспертизы порочна. "Я преподаю в Петербургском университете путей сообщения. И, на мой взгляд, негосударственная экспертиза — это полный аналог того, как ко мне приходит студент и не сдает экзамен. А потом нанимает экзаменатора, платит ему пятерку и пятерку получает", — рассуждает он. Частникам надо чем–то жить, а если они откажут в положительном заключении, то с высокой вероятностью денег заказчика не получат. Поэтому при многих таких конторах есть так называемые центры по переделке проектов, где застройщикам помогают за дополнительную плату.
Комментарии службы строительного надзора оперативно получить не удалось.