Петербургский ЗакС в окончательном чтении принял закон о запрете алкоголя в рюмочных и барах, у которых площадь торгового помещения составляет меньше 50 м2. Рестораторы заявляют, что инициатива была принята слишком поспешно. Многие из них опасаются, что если деятельность парламентариев пойдёт и дальше, то в итоге весь барный бизнес города уничтожат.
Закон принимался против так называемых наливаек — помещений с лицензией бара, в которых нет привычного обслуживания клиентов. В апреле этого года на федеральном уровне именно для борьбы с "наливайками" в жилых домах запретили размещение питейных заведений площадью меньше 20 м2.
Однако в Петербурге ситуация становится совсем плачевной, ведь под принятый петербургским парламентом порог 50 м2 попадает большое количество знаменитых авторских баров. Всего таких насчитывается больше сотни.
Размытые критерии
Закон "Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции" вступит в силу с 1 января 2021 года. Он запрещает продавать алкоголь заведениям, которые располагаются в жилых домах и занимают площадь меньше 50 м2. Ещё на стадии чтений законопроекта петербургский ресторанный и питейный бизнес, и без того весьма пострадавший от коронавируса, был чрезвычайно напуган грядущими изменениями. По примерным подсчётам, под закон попадут более сотни заведений, многие из которых имеют репутацию культовых. Так, могут закрыться некоторые заведения из сетей Pita's, "Хачапури и вино", а также бары "Компромисс", "Бюро", Wood Bar и т. д.
Предприниматели направили обращение к депутатам ЗакСа, в котором заявили, что общие потери бизнеса составят 1,4 млрд рублей, а петербургский бюджет потеряет 700 млн рублей прямых доходов.
Несмотря на эти цифры, депутаты решили принять закон. За неделю до этих событий в интернете начали собирать подписи под петицией, которая призывает отнестись к принятию подобных инициатив более тщательно, ведь принятый документ запрещает деятельность не дешёвых "наливаек", а обычных петербургских заведений. Автором и создателем петиции выступил основатель бара "Ясли" Александр Зарайский.
"Площадь зала для бара, кафе или ресторана никогда не была показателем уровня обслуживания. В мире есть много заведений на один-два столика, где можно поесть и выпить, записавшись заранее за несколько месяцев и заплатив солидную сумму. И никого не смущает их размер. Но в Санкт-Петербурге такие заведения теперь автоматически подпадут под запрет. То есть, значительная часть заведений, которые принесли Санкт-Петербургу заслуженную славу барной и гастрономической столицы, оказывается вне закона. Мы не говорим о так называемых "наливайках", реализующих дешёвый и некачественный алкоголь. Мы говорим о маленьких авторских барах, кафе и ресторанах, расположенных, как правило, в исторической части Санкт-Петербурга", — пишут авторы петиции (орфография и пунктуация сохранены).
"Быстро и необдуманно"
Владимир Николаев, совладелец баров "Цветочки", "Полторы комнаты" и "Такты", считает, что в законе следовало бы расписать критерии, по которым "наливайки" можно отличить от обычных баров.
"С глобальной точки зрения инициатива хорошая. Проблема шума от баров действительно существует. Но тогда следовало бы ограничить работу общепита где-то до 2 часов ночи, ведь как раз именно после этого времени начинается основной шум. Например, в Европе большинство баров работает до 1–2 часов ночи. Но, даже если мы ограничим работу общепита, всё равно останется проблема круглосуточных магазинов, которые продают алкоголь ночью благодаря наличию лицензии бара. Поэтому в закон следовало бы ввести понятие наличия или отсутствия сервиса в заведении", — объяснил он.
По его словам, к критериям, которыми должны отличаться обычные бары, можно было бы отнести наличие обслуживающего персонала численностью не менее трёх человек, посадочных мест, столиков, гостевого санузла и т. п.
"Можно просто запретить выдавать две лицензии на одно помещение. Ведь многие круглосуточные магазины ночью благодаря барной лицензии просто откупоривают бутылки с алкоголем для покупателей и отпускают их на улицу, а сервиса там, по сути, никакого нет. Кроме того, можно было бы ввести разные виды лицензий — для баров в жилых домах, для баров в нежилых зданиях и баров, которые располагаются в жилых массивах. Для всех них можно было бы назначить разное время окончания работы, ведь, например, бары в нежилых домах никому мешать не могут", — добавил собеседник DP.RU.
Он также отметил, что шум из баров в большинстве своём происходит из-за людей, которые ночью выходят покурить у дверей, поэтому лучшим способом решить данную проблему было бы ввести понятие баров для некурящих и баров для курящих.
"Наш бар "Полторы комнаты" хоть и небольшой, но не попадает в рамки закона, его площадь — около 60 м2. Но то, как быстро и необдуманно был принят этот закон, заставляет нас тревожиться, ведь потом эти рамки можно будет сдвинуть в любую сторону — до 60, до 80, до 150. Это убьёт петербургский бизнес полностью", — беспокоится бизнесмен.
"Им проще убить бизнес"
Николай Готко, владелец заведений "Просто Вино", "Больше кофе!", "Кофе на кухне", называет новый закон чудовищным. Особенно его пугает то, что принят он был после и без того сложного периода коронавируса, который смогли пережить не все.
"Владельцам заведений дали времени до 1 января, чтобы переформатировать свои заведения. Такое заявление непрофессионально. Вот что владельцы баров с этими помещениями смогут сделать? Откроют там пекарню или кофейню? Это всё равно что сапожнику сказать "будь теперь пекарем", это дело всей жизни этих людей. Пугает то, что люди, принявшие этот закон, настолько ленивы и не хотят разбираться в вопросе, что им проще убить бизнес, чем вместе с Роспотребнадзором выяснять, кто нарушает правила, а кто нет", — возмущается бизнесмен.
Он солидарен с коллегами в том, что площадь заведения является плохим мерилом его качества. Готко считает, что в Петербурге можно найти десятки заведений большой площадью, которые являются наихудшими примерами "наливаек". Кроме того, площадь даже 50 м2 и меньше позволяет соблюсти все санитарные нормы. "Я прочитал этот закон и просто не поверил своим глазам. Всех засунули под одну гребёнку. В итоге закроются заведения, которые являются визитной карточкой города", — резюмировал Николай Готко.
Ресторатор Александр Затуливетров отметил, что после 1 января в общей сложности в Петербурге могут закрыться 200 заведений, которые являются частью уникальной и автономной барной культуры города. Но и это ещё не все проблемы. Бизнесмен считает, что "наливайки" также нужны населению: их запрет может вызвать волну пьянства на улицах.
"Что касается "наливаек". Они, как ни странно, тоже нужны. Потому что депутаты, видимо, забыли, что средний класс у нас получает 17 тыс. рублей, а пить нам тоже хочется не в подворотнях", — полагает Затуливетров.
Первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России" Павел Сигал предполагает, что потери для петербургской экономики могут быть колоссальными. "Финансовые потери также могут ожидать бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Рынок недвижимости в случае закрытия заведений может потерять 114,8 млн рублей, бюджет Петербурга — 299,2 млн, федеральный бюджет — 223,3 млн. Однако стоит надеяться, что всё же такой ситуации не произойдёт. Бизнес и государство должны найти компромисс, который позволит избежать материальных потерь, но при этом будут соблюдаться новые меры регулирования отрасли", — оценил он.
Депутат Денис Четырбок в защиту парламентариев сказал, что власти не стали прибегать к куда более радикальной мере и полностью запрещать продажу алкоголя в жилых домах, независимо от площади заведения. "Поэтому говорить об "уничтожении барной и гастрокультуры Санкт-Петербурга" как минимум не совсем корректно, а как максимум значит искажать суть документа и вводить людей в заблуждение", — написал депутат в своём Telegram-канале, вспомнив в качестве аргумента против особой питейной культуры Петербурга шумные гулянки на улице Рубинштейна.