Программисты Петербурга планируют оставить насиженные офисы. Удаленный режим труда не стал помехой продуктивности IT–компаний. Это подтолкнуло фирмы начать переход на гибридную модель, при которой сотрудникам разрешат посещать рабочие места только по необходимости. Ряд компаний готовы отпустить на дистанционную работу до 80% ранее занятых в офисах сотрудников. Девелоперы опасаются недополучить прибыль от своих главных арендаторов.
В крупных IТ–компаниях смешанная модель труда зародилась не вчера. Игроки российского рынка отмечают, что пандемия лишь послужила драйвером для тех процессов, которые должны были растянуться еще на несколько лет. Такое мнение выразил председатель совета директоров "Яндекса" Джон Бойнтон. В компании за считаные дни 10 тыс. человек были переведены на удаленку, при этом 78% сотрудников продемонстрировали такую же или даже более высокую продуктивность.
В "Тинькофф" тоже считают такую модель работы жизнеспособной: компания стала выводить на рынок гораздо больше продуктов, чем раньше. "У нас офис станет “дворцом культуры” — местом, куда люди будут приходить, делиться идеями, информацией", — заявил предправления Тинькофф банка Оливер Хьюз.
Заместитель гендиректора EPAM Артак Оганесян рассказывает, что в его компании в прошлом году около полутора тысяч из более чем 35 тыс. специалистов выбрали работу из дома в рамках программы EPAM Anywhere.
"Сейчас мы готовимся к частичному возвращению в офисы по модели hoteling, или “гостиничная”. Она подразумевает, что сотрудники могут динамически бронировать в офисе для себя любые доступные рабочие места и переговорные комнаты через внутренний портал, — говорит он. — Если до пандемии удаленно в нашей компании работали около 4–5% сотрудников, то сейчас до 75–80% собираются продолжить работать полностью или частично в удаленном режиме".
В "КРОК Облачные сервисы" на удаленке позволят остаться тем сотрудникам, которым такая форма работы комфортна. Кроме того, компания начала предлагать клиентам софт, упрощающий работу по "гостиничной" модели. Это приложение для бронирования рабочих мест — сотрудники сами могут выбрать время посещения офиса и удобное рабочее место.
Директор по производству "ЛАНИТ–ТЕРКОМ" Вадим Сабашный отмечает, что до изоляции более 20% сотрудников работали вне офиса. В течение нескольких лет в компании планировали произвести перевод 50% штата на удаленку, пандемия этот процесс значительно ускорила.
В среднем, по его словам, затраты IT–компаний на аренду составляют от 3 до 8% от общих расходов. Если отпустить на удаленку половину штата, можно сократить арендуемые площади на 20–30%, в то время как затраты на переформатирование рабочих мест потребуют вложений, сравнимых с экономией за год или два. Сооснователь CardsMobile (разработчик приложения "Кошелек", входит в портфель стартапов ГК "ЛАНИТ") Филипп Шубин рассказал, что ежемесячно компания тратит на аренду и обслуживание офиса (включая уборку и продукты) порядка 2,5 млн рублей.
Критика практической реализации
Однако не все IT–компании хвалят удаленный режим работы. Лидеры крупнейших западных корпораций — Facebook, Google — не спешат заявлять о массовом исходе из офисов. Марк Цукерберг считает, что перевод хотя бы 50% персонала на удаленную работу возможен не раньше чем через 10 лет. При этом эффективность работы вне офиса Сундар Пичай, лидер Google, объясняет тем, что задачи сотрудникам были поставлены еще до пандемии, планы были заранее проработаны.
Некоторые петербургские компании также настроены скептически. "Мы без проблем перешли на удаленный формат, продуктивность осталась на прежнем уровне, но есть и минусы: сложнее стало работать руководителям проектов, им комфортнее личное общение. Замедлился процесс принятия решений, дольше согласуются проекты", — сообщил Всеволод Иванов, исполнительный директор компании по разработке мобильных приложений Touch Instinct. Другой сложностью, с которой столкнулись в Touch Instinct, стал вынужденный скорый переход на электронный документооборот. Однако в этом есть и плюсы: компания и далее планирует отказываться от макулатуры.
Дмитрий Шепелявый, директор практики IT–консалтинга PwC в России, отмечает ухудшение креативных процессов. Он связывает это с тем, что при творческой работе важна не только содержательная часть коммуникации, но и невербальные сигналы, которые трудно проследить онлайн. По его мнению, одним из важных инструментов, стимулирующих креативную работу на удаленке, является веб–доска, на которой все участники могут "набрасывать" и обсуждать идеи в режиме совместного доступа.
По мнению Дарьи Максимовой, руководителя группы цифровых технологий KPMG в России и СНГ, больше всего по поводу перехода на удаленный режим работы переживают менеджеры, для которых в "мирное" время главным инструментом контроля эффективности был факт нахождения сотрудника в офисе. Теперь же необходимо искать новые цифровые решения.
"За время режима самоизоляции значительно вырос спрос на различные системы коллаборации и удаленного контроля как в сфере IT–безопасности, так и в сфере управления персоналом. Компании используют различные DLP–системы для контроля сотрудника, подключенного по VPN к сети предприятия, а также автоматический анализ логов с корпоративного мобильного телефона и ноутбука, аккаунтов в соцсетях для выявления не занятых прямыми обязанностями сотрудников", — рассказала Максимова.
Генеральный директор "ABBYY Россия" Дмитрий Шушкин отмечает, что, пока не будут приняты соответствующие поправки в Трудовой кодекс, сложно говорить о переходе на смешанный режим работы. "Сейчас мы находимся в стадии адаптации имеющихся у нас режимов в соответствии с изменившейся практикой рынка. Однако для этого необходимо изменение законодательства", — подчеркивает Шушкин. Тем не менее в ABBYY обсуждают фиксированные гибридные режимы работы — например, 3 рабочих дня в неделю в офисе, 2 дня из дома.