КОТ уже не тот
Застройщики отказываются от популярного лет десять назад формата комплексного освоения территории.
Существует два базовых подхода к реализации таких проектов. "Первый, когда компания берется за него и полностью осваивает своими силами, — так делают “Главстрой–СПб”, “Группа ЛСР”, группа “Эталон”. И второй, когда компания консолидирует права на землю, согласовывает базовую градостроительную документацию, обеспечивает участок дорогами, социальной и инженерной инфраструктурой (в идеале в реальности все не совсем так) и продает участки под застройку, — по такому пути развивались, например, Мурино и Кудрово. Также есть и примеры смешанного подхода — Новоселье, “Балтийская жемчужина”", — рассказывает Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg.
Как говорят эксперты, ситуация с реализацией масштабных проектов (от 1 млн м2 жилья) сильно изменилась за последние 5–10 лет. "С каждым годом требования к застройщикам ужесточаются, в том числе один из наиболее сложных вопросов сегодня — обеспечить большой проект дорогами, причем к моменту заселения очередей, вовремя построить детские сады и школы", — говорит Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость" (Setl Group). "Появление новых проектов КОТ возможно в партнерстве нескольких крупных девелоперов и при поддержке государства. В текущих экономических условиях застройщики предпочтут более легкий путь строительства небольших жилых комплексов с гарантированной маржинальностью", — считает Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина".
Миллиард за миллион
Поэтому начало любого крупного проекта требует от компании–девелопера серьезного экономического анализа — необходимо досконально просчитать все затраты на прокладку инженерных коммуникаций, строительство дорог и т. д. И быть готовым к тому, что на старте в него придется вложить огромный объем денежных средств. "Сегодня строительство нового проекта–миллионника рассматривают для себя только самые крупные компании, входящие в топ–5 застройщиков. Соответственно, проекты меньшей жилой площади (около 100 тыс. м2) доступны для реализации большему числу девелоперов", — говорит Трошева.
Такого же мнения придерживается Александр Свинолобов, заместитель генерального директора ООО "Бонава Санкт–Петербург". "Обеспечение больших участков транспортной и инженерной инфраструктурой требует значительных инвестиций. Кроме того, стараясь избежать социальной напряженности, правительство города и области требует создавать инфраструктуру опережающими темпами, ко времени сдачи первых домов. Это ухудшает экономику проектов", — говорит он.
Еще один фактор — с учетом нового законодательства девелоперы могут привлекать финансовые ресурсы только в виде проектного финансирования. Это тоже приводит к росту затрат на реализацию КОТ.
Стимул области
Главная сложность хороших проектов КОТ — найти территорию для развития в удачной локации. Такие участки — штучный продукт на рынке. Обычно возможности для массовой застройки возникают в плохо освоенных местах либо в удаленных от метро населенных пунктах Ленобласти.
"Но рентабельность комплексных проектов в Ленинградской области на 5–6% ниже, чем проектов аналогичного класса рядом с метро в Петербурге. И это притом, что в целом сейчас маржинальность строительного бизнеса невелика", — отмечает Сергей Ярошенко, генеральный директор ГК "КВС".
Изолированность таких территорий от развитой городской инфраструктуры остается мощным стопором для массового появления КОТ. Для снижения издержек и разморозки мегапроектов — "Ржевка", "Новосаратовка", "Бугры" и "Лаголово" — девелоперы намерены использовать средства федеральной программы "Стимул", по которой покрываются затраты на строительство инженерных объектов. Первый потенциальный ее участник — "Группа ЛСР" с проектом застройки на территории бывшего аэродрома Ржевка (1 млн м2).
Как надеется зампред областного правительства по строительству Михаил Москвин, в случае одобрения в этом году Минстроем присоединения области к программе строительство может начаться уже в 2021 году. Впрочем, в самой компании в этом пока не уверены.
"О сроках реализации проекта в данный момент говорить преждевременно", — заявила Ольга Михальченко, директор по развитию "ЛСР. Недвижимость — Северо–Запад".
Второй возможный участник программы — группа "ЦДС" (ее проекты "Новосаратовка" и "Бугры" включают более 5 млн м2 жилья). Но там тоже спешить не готовы.
"Пока говорить о реализации этих проектов рано. Сейчас спрос на жилье сосредоточен в Петербурге, и начинать новые большие проекты в области рискованно. Мы поддерживаем инициативы властей региона, но не имеем права рисковать", — говорит Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости ГК "ЦДС".
Крупные комплексные проекты, кроме того, сильно привязаны к общему развитию транспортной сети в городе и на границе с областью. Этот фактор также ограничивает территории, которые подходят для освоения в ближайшей перспективе.