Четыре дня и четыре ночи понадобилось лидерам ЕС, чтобы согласовать семилетний бюджет сообщества и дополнительный план по спасению экономики в связи с кризисом, который вызвала пандемия COVID-19.
Итог – 1074 млрд евро семилетний бюджет 2021-2027 гг., и отдельный фонд восстановления экономик на 750 млрд евро. Бесплатных завтраков не бывает, уже со следующего года в ЕС поднимаются налоги, но даже этой меры может не хватить, чтобы вернуть долги.
За непослушание накажут
Достигнутые договорённости уже называют «историческими». Пафос в этом случае не является излишним, поскольку принятые обязательства совершенно точно изменят экономическую, социальную, а возможно где-то даже политическую конфигурацию стран ЕС.
Но договориться сразу не получилось. Главным спорным моментом оказались требования Нидерландов накладывать вето на выделение помощи тем странам, которые отказываются подчиниться и проводить необходимые экономические реформы. По сути речь идёт об очередном витке отказа от суверенитета. Получателям помощи такой подход не нравился изначально. Приятнее получить миллиарды без всяких обязательств. Забегая вперёд, голландцы победили, уже со следующего года во всех странах начнут вводить новые налоги, а кто откажется, денег не получит.
Второй вопрос – пропорция фонда восстановления экономики. Изначально предполагалось, что из 750 млрд евро 500 млрд освоят, как безвозвратные субсидии, а оставшаяся часть будет кредитом. В итоге «бережливая четвёрка» в лице Нидерландов, Швеции, Дании и Австрии настояли на пропорции 390 на 360 млрд, где первая сумма – безвозвратные субсидии, а вторая – кредиты.
Прибалтика получит больше
Суммарно семилетний бюджет и фонд восстановления экономики составляет свыше 1,8 трлн евро. Беспрецедентная сумма, которой не было никогда. И это при том, что Великобритания в этом всеевропейском сбрасывании не участвует.
Больше всего получат южане – Италия, Испания, Португалия, Греция, но и Восточная Европа не осталась обижена. Так, страны Прибалтики ещё до пандемии коронавируса готовились начинать затягивать пояса. С 2004 года в экономики Эстонии, Латвии и Литвы вливали миллиарды, но именно с 2021 года помощь должна была начинать сокращаться, а жить предлагалось учиться самостоятельно. Дескать, уровень жизни превысил 75% от среднего показателя по ЕС, а значит выплаты начинают снижать.
Коронавирус всё изменил. Например, Литва за 2021-2027 гг. получит от ЕС суммарно 14,5 млрд евро, а это не то, что меньше, чем за 2014-2020 гг., а на 1,7 млрд евро больше. Растут и собственные вклады в общий бюджет ЕС, но за каждый один евро отданный Брюсселю в Вильнюс вернётся по четыре евро.
Для РФ оставалось важным финансирование транзитного пассажирского потока в Калининград через Литву. ЕС хотел этот вопрос взвалить на литовские власти, однако последние пригрозили, что если не получат денег, то попросту остановят транзит. Было сразу понятно, что это блеф Вильнюса, последствия такого шага оказались бы критическими в первую очередь для самой Литвы, но Брюссель в итоге решил на следующие семь лет выделить Литве на эти нужды 180 млн евро. В прошлый семилетний период сумма была на 20 млн меньше.
Эстония получит суммарно 6,8 млрд евро, Латвия порядка 10 млрд евро.
На что потратят
Из 1074 млрд евро общего семилетнего бюджета, 133 млрд запланировано на укрепление рынка сообщества, инновации и цифровизацию, 328 млрд евро на политику сплочённости, 336 млрд евро на сельское хозяйство, 22,7 млрд евро на управление миграции и охрану границ, 13,2 млрд евро на безопасность и оборонные нужды, 98,4 млрд евро на политику соседства.
«План восстановления, основанный на солидарности, означает историческую трансформацию для Европы и еврозоны. Мы впервые создаем такие общие бюджетные возможности на таком уровне», - говорил на итоговой конференции после четырёх суток переговоров президент Франции Эмманюэль Макрон.
Стоит отметить, что эти июльские переговоры были далеко не первыми, но во все прошлые встречи главы ЕС не смогли договориться. Последняя встреча провалилась ещё в феврале, на заре пандемии COVID-19.
Этот бюджет ещё предстоит утвердить в Европарламенте, члены которого уже представили десятки поправок и выступили даже с отдельной резолюцией, в которой критикуют бюджет. «ЕП не будет автоматически одобрять соглашение Европейского Совета и будет готово выступать против долгосрочного бюджета до тех пор, пока не будет достигнуто приемлемое соглашение на будущих переговорах между ЕП и Советом», - говорится в резолюции. Однако в европейских СМИ уже прозвучали голоса о том, что Европарламент попросту пытается напомнить о своём существовании и каких-то глобальных изменений в бюджете ожидать не стоит. Особенно когда европейские лидеры говорят о необходимости тратить деньги быстро и прямо сейчас, когда экономики в этом больше всего нуждаются.
Расплата за «денежный водопад»
Вместе с деньгами, страны ЕС получили и новые обязательства. Уже с начала следующего года планируется начинать вводить новые налоги, которые будут платить все жители ЕС. Экономисты признают, что из-за этого подорожают некоторые товары и услуги.
Все долги погасить необходимо до 31 декабря 2058 года. Срок длинный, а погашение растянуто, европейские лидеры надеются, что из-за этого население сильно не почувствует возврат миллиардов.
С 1 января 2021 года появится налог на пластиковые отходы, планируется разработать налог на углеродоёмкие промышленные товары, которые импортируются в ЕС, готовится в целом реформа углеродного рынка, налог для трансатлантических компаний, которые получают прибыль за счёт общего рынка ЕС и другие меры. Dp.ru подробно уже писал https://www.dp.ru/a/2020/06/20/Dolgi_vernut_tolko_vnuki о том, за счёт чего в ЕС намерены получать дополнительную прибыль.
Однако экономисты считают, что введение таких налогов могут погрязнуть в бюрократических джунглях и сопротивлении лоббистов. Например, налог на товары, при изготовлении которых выбрасывается CO2. По сути, это всё, что сделано в Китае. Такие товары сразу же подскочат в цене, Китай станет менее конкурентоспособным, а значит задействует армию лоббистов, чтобы не допустить такого налога. Кроме Китая, такая мера уже не нравится и США.
Если планы по введению новых налогов столкнуться с непреодолимым сопротивлением, то единственной возможностью погасить долги станут увеличение вкладов стран в общий бюджет ЕС.