25 августа 1991 года подписан указ о национализации собственности КПСС.
Не было, наверное, в ХХ веке на земном шаре партии более мощной и влиятельной, чем Коммунистическая партия Советского Союза, неразрывным, как до определенного времени казалось, образом вплетенная в систему государственного управления нашей страны. И, добавим, не было партии настолько обеспеченной материальными ресурсами. Однако 25 августа 1991 года эпоха практически неограниченного влияния КПСС завершилась: указом президента России Бориса Ельцина вся собственность компартии была национализирована и передана на баланс Госкомитета РСФСР по управлению государственным имуществом.
Развал государственно–партийной системы управления страной, благодаря которой, собственно, и поддерживалось единство советского государства, начался, разумеется, намного раньше, хотя и произошел по историческим меркам невероятно быстро. Этот становой хребет СССР генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву, вставшему у руля партии весной 1985–го, удалось посредством реформ и преобразований уничтожить всего за шесть с небольшим лет. Путч 19 августа 1991 года, когда партийные функционеры попытались силовыми способами вернуть себе ускользающую из рук власть, стал лишь последним событием в длинной череде перемен, приведших КПСС к краху.
Путч отчаяния
Тут надо сказать, что пресловутый путч был по факту шагом отчаяния. Результатом развития ситуации в стране, который вполне можно было ожидать раньше или позже. Дело в том, что за месяц до него, 20 июля 1991 года, Борисом Ельциным был подписан указ "О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР", фактически лишавший КПСС власти в стране. Даже самые недогадливые тугодумы из числа партийных руководителей в этот момент осознали, к чему привела затеянная Горбачевым перестройка. Попытка вернуть себе влияние со стороны партии, еще недавно бывшей правящей, должна была произойти неминуемо. И, учитывая, какими материальными ресурсами обладала КПСС, она могла оказаться более чем успешной. Так что удивляться стоит не тому, что путч произошел, а тому, что он был организован настолько бездарно.
Как бы там ни было, 23 августа Борис Ельцин подписал указ "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", ставивший крест на политической активности КПСС в наказание за поддержку путчистов. А 25 августа последовал указ "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР". Беспрецедентный по сути своей документ, ведь никаких правовых оснований для национализации партийной собственности не существовало. Тем не менее согласно указу полагалось "объявить государственной собственностью РСФСР все принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР недвижимое и движимое имущество, включая денежные средства в рублях и иностранной валюте, помещенные в банках, страховых, акционерных обществах, совместных предприятиях и иных учреждениях и организациях, расположенных на территории РСФСР и за границей". А все денежные средства партии, размещенные в Госбанке СССР и Внешэкономбанке СССР, замораживались "до особого распоряжения".
Всё поделить
Официально партийная собственность просто принималась на баланс государства и до поры до времени не перераспределялась. Руководитель администрации президента Юрий Петров отмечал тогда: "Оставлять имущество бесхозным нельзя. Нам важно сейчас сохранить и обеспечить эксплуатацию всех объектов. Не должны же простаивать дома отдыха, санатории или, скажем, издательства, у которых есть планы, обязательства перед авторами. Их технологический цикл прерывать нельзя. Кто будет все это финансировать? Партийные счета, как вы знаете, заморожены. Поэтому мы и взяли на себя эту ответственность".
Но с другой стороны, как сообщал в первых числах сентября 1991–го журнал "КоммерсантЪ Власть", "уже определены новые владельцы многих освободившихся от КПСС зданий. Согласно указу президента РСФСР №90 от 25 августа, Общественно–политический центр МГК и МК КПСС на Цветном бульваре оказался в распоряжении Президиума ВС РСФСР. Президент СССР собственным указом от 27 августа поселил свой аппарат на Ленинградском проспекте, 21. Здание представляет собой пятизвездочную гостиницу на 390 мест с ресторанами, бассейнами и конференц–залами".
Иными словами, дербанить богатое наследство начали сразу же, причем на самом высоком уровне. На что–то быстро предъявили свои права органы исполнительной власти, что–то было по–тихому приватизировано и распродано, а сколько всего досталось бывшим советским республикам, сегодня и не пересчитаешь. Пресловутое "золото партии" — материальные и финансовые ресурсы, накапливавшиеся десятилетиями, — разлетелось по рукам мелким бисером. Указ от 25 августа 1991 года поставил точку на истории КПСС как партии, способной когда бы то ни было вернуться к власти в стране.