Рынок нефти в августе показал рекордно низкую волатильность с начала пандемии. Но лидеры мировых держав всё равно остаются начеку. Дональд Трамп ищет виноватых в зависимости Штатов от российской нефти, а Владимир Путин желает цене на чёрное золото быть "чуть побольше".
Пока медики бьются над вакциной от коронавируса, нефтяники надеются на альтернативные импульсы для роста нефти. В конце августа в центре внимания оказался ураган Лаура в Мексиканском заливе. Тогда в ожидании катаклизма добыча нефти в регионе сократилась примерно на 80%, встали многие НПЗ. Но в конечном счёте эффект оказался противоположным: мощь стихии переоценили, предприятия быстро возобновили работу, а вот цена на чёрное золото даже слегка просела из–за риска снижения спроса в районах с пострадавшей инфраструктурой.
Минувший август оказался для трейдеров настоящим "днём сурка" — волатильность нефтяных цен оставалась крайне низкой. Первый день сентября тоже не принёс сюрпризов: октябрьские фьючерсы на Brent торгуются по цене $45,42 за баррель, TWI совсем немного подрос до $43,08 за баррель. Динамики добавил лишь отечественный Urals, который сдал позиции в середине месяца, а сейчас перегнал Brent на отметке $45,63 за баррель.
И всё–таки до появления вакцины от коронавируса рынку нефти излечиться не получится, заключили аналитики HIS Markit. В агентстве подсчитали, что спрос на сырую нефть достиг 89% от прошлогоднего уровня, что на 11% больше показателей "чёрного апреля". Вскоре, тем не менее, рост спроса замедлится и достигнет плато в пределах 92–95 млн баррелей в сутки.
Потенциал для роста цен на нефть сейчас действительно ограничен, соглашается директор филиала "Василеостровский" агентства "БКС Брокер" Сергей Турухин. "Авиаперевозки восстанавливаются очень медленно, спрос на топливо на 40–50% ниже нормы. Уверенность может вернуть вакцина, которая появится не раньше следующего года. До конца же года цены будут стоять практически на месте, возможно даже падение из–за опасений второй волны", — подчеркнул эксперт.
Белый дом, чёрное золото
В преддверии очередных президентских выборов американский лидер Дональд Трамп всё активнее выражает готовность отстаивать нефтяной суверенитет страны как словом, так и делом. Прежде всего Трампа не устраивает растущая зависимость США от российской нефти. Согласно данным Федеральной таможенной службы, в первом полугодии текущего года Россия поставила в Соединенные Штаты 9 млн т нефтепродуктов, что почти в 2,5 раза больше прошлогодних показателей.
Виновники сего положения нашлись невероятно быстро. Ими оказались, разумеется, демократы, а именно — губернатор штата Нью–Йорк Эндрю Куомо. "В Новой Англии самые высокие цены на энергию в США. А знаете почему? Потому что губернатор Куомо не позволяет проложить трубопровод через север штата Нью–Йорк, чтобы нефть и газ, которых у нас очень много, могли туда попасть", — восклицал президент на выступлении перед своими сторонниками в Нью–Гэмпшире. Проверить на практике теорию Трампа вряд ли удастся, поскольку республиканец во главе современного Нью–Йорка — перспектива весьма фантастическая.
Вместе с этим под раздачу попали и 24 китайские компании, которые работают над возведением искусственных островов в Южно–Китайском море. Этим организациям будет трудно купить американские комплектующие и технологии, а в отношении ряда сотрудников будут действовать визовые ограничения. Новые намывные территории вызывают опасения уже давно, и не только у американцев. Острова могут стать не только военными базами, но и площадками для добычи углеводородов. По предварительным оценкам, запасы нефти на шельфе могут достигать 200 млрд т. Реакция МИД КНР оказалась предсказуемой — в ведомстве назвали санкции Штатов незаконными и потребовали не вмешиваться во внутренние дела Китая.
Впрочем, какие бы драмы ни разворачивались на международной арене, Минэнерго РФ остаётся генератором благих вестей. Заседание штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов ознаменовалось выводом, что "ситуация с топливообеспечением страны стабильная". Активное восстановление экономики пообещал и президент РФ Владимир Путин в интервью каналу "Россия 24". А вот цена на нефть лучше бы была "чуть побольше", подчеркнул Путин. Он также добавил, что в России "растут резервы, которые создают дополнительную подушку безопасности".
Пока все остальные заняты текущими напастями, зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев пытается мыслить на шаг вперед. Экс–премьер раскритиковал углеродный налог, который хотят ввести в ЕС в 2025 году, назвав его "скрытым протекционизмом под благовидным предлогом", который навредит российским экспортёрам. И правда, по подсчетам The Boston Consulting Group, если ЕС введёт налог на импорт в размере $30 за метрическую тонну CO2, иностранные производители потеряют 20% прибыли. Медведев пообещал, что вскоре будут разработаны меры поддержки российских компаний.
Региональное достояние
В Петербурге и Ленобласти в центре внимания всё чаще оказываются газовые проекты. "Русхимальянс", который занимается строительством завода по сжижению газа и выделению этана, получил кредит от госкорпорации "ВЭБ.РФ" на 55 млрд рублей. Планируется, что будущий комплекс будет перерабатывать 45 млрд м3 газа и производить 13 млн т сжиженного природного газа (СПГ) в год. Активную поддержку в 47–м регионе будут оказывать автомобилистам, которые захотят перейти на газомоторное топливо.
Согласно новому постановлению правительства Ленобласти, автовладельцы смогут получить компенсацию на перевод машины на газ в размере до 200 тыс. рублей. Для физических лиц и малого бизнеса Ленобласть обещает "дополнительный бонус" — увеличение максимального размера субсидии вдвое. С весны в регионе также действует льготная программа развития сети АГНКС. На строительство метановой заправки можно получить субсидию в пределах 40 млн рублей.
Газовое топливо является не только относительно экологичным, но и ощутимо более дешёвым. Для сравнения: в Петербурге метаном можно заправиться за 19,5 рубля за литр, в Ленобласти — за 18,3 рубля за литр. Розничная цена АИ–92 в Петербурге составляет 43,7 руб./л, АИ–95 — 47,19 руб./л и дизеля — 48,63 руб./л. Несмотря на активные меры поддержки, масштабного перехода на газ на Северо–Западе пока ожидать не стоит, считает вице–президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. "Основная проблема с газом на данный момент — это недостаточная развитость инфраструктуры. На одном баке грузовики проходят 1400 км, а потом надо снова заправляться. У водителей должна быть уверенность, что заправки будут на протяжении всего пути, и тогда переходить на газ будут гораздо активнее", — рассказал эксперт.