Кондитерские фабрики 47–го региона рассчитывают в предстоящий "конфетный сезон" на восстановление спроса после случившегося весенне–летнего падения продаж
Всего в Ленинградской области действует 10 кондитерских предприятий. Они находятся в Бокситогорском, Волосовском, Волховском, Всеволожском, Гатчинском, Кировском и Ломоносовском районах. Сезон пиковых продаж для них длится с сентября по декабрь, игроки рынка объясняют это началом учебного года и подготовкой к новогодним праздникам. Поэтому падение спроса весной этого года было некритичным, но всё же затронуло бизнес.
Мармелад для США
Кондитерская фабрика "Финтур", имеющая производство в Кировском районе Ленобласти, производит конфеты в шоколадной глазури, пастилу и мармелад. Средний объем реализации в месяц — 300 тонн. Визитная карточка компании — мраморная пастила и куполообразные конфеты, представляющие собой заварное пралине.
По словам начальника отдела продаж Снежаны Кардаковой, продукция отправляется в Петербург и другие регионы. "Мы есть в “О’Кеях”, “Магнитах”, “Светофорах” и локальных магазинах. Поставки зависят от сезона, летом отправляем ближайшим соседям: в Петербург, Ленобласть, а когда начинается сезон, подключаются дальние регионы", — рассказала представитель компании.
"Финтур" часть продукции экспортирует — в Казахстан, Белоруссию, на Украину и в США. Но из–за закрытия границ продажи предприятия в другие страны упали. "Сейчас уже начали отзваниваться клиенты из Таджикистана и Туркмении, планируем в скором времени возобновить поставки", — говорит Кардакова.
Зефир для Европы
Фабрика "Нева" с действующим производством в Гатчине специализируется на выпуске зефира. Впрочем, тут также делают пастилу, мармелад, суфле и драже. Предприятие экспортирует продукцию в страны СНГ, Европы, Ближнего Востока, Средней Азии и в США.
Начальник отдела маркетинга "Невы" Наталья Романова рассказала "ДП", что в первые дни пандемии произошла заминка. Сбились логистические цепочки, потребовалось время на адаптацию водителей к новым требованиям. Но после рынок приспособился к новым реалиям. По словам Романовой, вырос спрос на сладости в Европе, что объясняется замещением закрытых кафе и ресторанов.
"Трудностей с транспортировкой не возникало, работали с экспортом в прежнем режиме, — говорит она. — Максимальная неприятность — недельная отсрочка поставки". Романова отметила, что в этом году выросли продажи на онлайн–площадках и в сетевом ретейле. "Было время неопределённости и осторожных заказов со стороны дистрибьюторов. Но летом ситуация отчасти выровнялась. Впрочем, наши партнеры по всем каналам отмечают снижение покупательной способности почти во всех категориях населения", — говорит представитель фабрики.
В "Неве" не ожидают привычного роста продаж в сезон. Если покупатели урезают траты, то сладости не являются исключением из списка. Сейчас фабрика делает ставку на развитие продаж бренда Frutoteka, представляющего сладости эконаправления. В основе этих продуктов — натуральные фруктовые и овощные пюре. Компания с помощью новой линейки рассчитывает привлечь новых покупателей — молодых активных людей, приверженцев здорового питания.
Впрочем, не все кондитерские фабрики придерживаются такого подхода. В компании "Невский десерт" из Всеволожского района, также занимающейся производством зефира, считают, что искать новые ниши нужно, но не следует замыкаться лишь на одну категорию покупателей, например молодых людей. На фабрике говорят, что поставки весной не прерывались. "У нас такой продукт, что глобального спада по группе товаров, в которую он входит, не наблюдается", — отметил начальник отдела продаж Станислав Рустамов.
Снек для всех
Пока предприятия прикидывали, как работать в пандемию, и разрабатывали новые стратегии развития, в Пикалёво (Бокситогорский район Ленобласти) появилась новая кондитерская фабрика "Ф. Скрупской". Она открылась с небольшим отставанием от запланированного срока. Инвестиции в проект составили 115 млн рублей. Производство разместилось на территории трех корпусов местного индустриального парка. Планируемая мощность — 900 тонн в год.
Предприятие выбрало для себя нетипичную для рынка стратегию: производство монопродукта — сладкого снека в виде кукурузного драже в шоколаде. "Безусловно, на рынке шоколада сейчас сезон. Инвестор, рассматривая несколько проектов, отдал предпочтение этому как более интересному с точки зрения собственного профессионального интереса и прибыли", — поясняет исполнительный директор "Ф. Скрупской" Ольга Мокрякова.
По её словам, до конца 2021 года стратегия компании завязана на продвижении продукции в Северо–Западном и Центральном регионах.
Для ребрендинга нужен бренд
Основная проблема кондитерских фабрик Ленобласти — отсутствие регионального бренда и низкая узнаваемость товаров. Снежана Кардакова объясняет это финансовой составляющей.
"Узнаваемые предприятия — это раскрученные бренды, такие как “Красный Октябрь”, “Бабаевский”. У них огромные рекламные мощности. У нашей фабрики таких средств нет, мы перебиваемся, чтобы хоть как–то держаться на плаву", — комментирует представитель фабрики "Финтур". Аналогичное мнение выразили представители "Невы". "Производства нескольких кондитерских предприятий размещаются в Ленобласти, но они не входят в крупные российские холдинги. По этой причине они имеют ограничения в дистрибуции и в продвижении, финансовые ресурсы также ограничены. Соответственно, уровень узнаваемости формируется по данным брендам более низкими темпами", — говорит начальник отдела маркетинга фабрики Наталья Романова. В компании "Ф. Скрупской" отрицают любую государственную поддержку в продвижении на рынок продукции кондитерских фабрик.
"На сегодняшний день в любом случае это коммерческая организация, которая создавалась как инвестиционный проект. Никто не надеется на помощь государства, создавая своё предприятие", — утверждает Ольга Мокрякова.