Котировки нефти стремительно просели до трёхмесячных минимумов. И хотя восстановление уже наметилось, трейдеры нашли новые поводы для беспокойства — на этот раз на Востоке.
Минувшая неделя стала для нефтяного рынка одним сплошным разочарованием. Наблюдавшийся ранее рост котировок, пусть и медленный, сменился стремительным откатом к трёхмесячному минимуму. Стоимость ноябрьских фьючерсов на Brent в прошлый вторник просела аж до $39,43 за баррель — а это на целых $2,58 ниже, чем на закрытии предыдущей сессии.
Плохие вести
В конце недели гонцы из Управления энергетической безопасности США принесли ещё одну отнюдь не благую весть: запасы чёрного золота в стране выросли до 2 млн баррелей, хотя прогнозировалось падение на 1,4 млн. Неутешительный итог — Brent вернулся к уровню $39,04 за баррель, а WTI — $37,5 за баррель. Российский Urals закономерно спустился до $38,8, но хотя бы сумел сохранить позиции относительно своих западных конкурентов.
Универсальным объяснением неразберихи, которая творится на топливных рынках уже не первый месяц, по–прежнему остаются риски нового витка коронавирусного кризиса и отсутствие готовой для массового применения вакцины. На этом в целом нервозном фоне любые повестки мировых медиа воспринимаются нефтяным миром особенно остро.
"В значительной степени резкое падение котировок нефти связано с общим снижением аппетита к риску на финансовых рынках, что выразилось в падении американских фондовых индексов. Повлияли также риски сокращения импорта со стороны Китая в связи с исчерпанием квот для частных НПЗ", — пояснил директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.
В последнее время всё больше экспертов предупреждают, что влияние Китая как мощного макроэкономического игрока на нефтяные цены нельзя недооценивать. Так, махинации с чёрным золотом в Поднебесной недавно привели к заметному падению мирового спроса. По данным S&P Global Platts, в августе независимые НПЗ в стране сократили импорт нефти на 10%, а осенью закупки могут сократиться до 40%.
В начале лета Китай, напротив, активно скупал подешевевшую нефть, но, судя по всему, аттракцион неслыханной щедрости решили откорректировать местные власти и отказались по такому случаю расширять действующие квоты. Позитивно настроенные эксперты, впрочем, верят, что наследники Запретного города откажутся от запретов хотя бы по части квот на нефтяной импорт и спрос восстановится.
Полезные связи
Россия, которая традиционно поддерживает Китай и делом, и словом "вето", по всей видимости, обретает нового топливного союзника на Востоке — Японию.
На днях министр энергетики Александр Новак провёл видеопереговоры с министром экономики, торговли и промышленности Японии Хироси Кадзиямой. В Кремле всерьёз настроены на сотрудничество с Японией в сфере производства и поставок СПГ, при этом японские компании уже принимают активное участие в развитии проекта "Арктик СПГ–2".
На фоне стремлений Европы снизить зависимость от российского горючего новые устремления Минэнерго выглядят вполне понятно и, судя по всему, приносят плоды. "За 6 месяцев 2020 года экспорт нефти (в Японию) составил 3,39 млн тонн, увеличившись на 0,53 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом 2019 года", — отметил Новак.
Чиновник также заметил, что объёмы поставок СПГ восточным соседям остаются стабильно высокими.
Ещё об одном российском проекте по поставкам СПГ — "Северном потоке — 2" — на днях вспомнили из–за резонансной статьи Politico. Американское издание привело шесть вариантов отказа Берлина от масштабного и весьма неоднозначно принимаемого мировым сообществом проекта строительства новой газовой нитки из Ленинградской области до немецкого побережья. Politico допускает, что Берлин может поспособствовать отзыву разрешений на строительство, солидаризироваться с бунтующими экологами, одобрить общие санкции ЕС и США или попросту ввести запрет на импорт российского газа.
И всё–таки главным вопросом, на который пока нет внятного ответа, является обоснованность строительства газопровода в условиях принятой ЕС водородной стратегии, которая предусматривает полный отказ от углеводородов в обозримом будущем.
Экономить патриотично
И на традиционно более спокойном рынке бензина в России в этот раз не обошлось без происшествий. В профильных СМИ начали обсуждать проблему грядущего перепроизводства на российских НПЗ. На аналогичные проблемы в Европе ранее указывала The Wall Street Journal.
"Экспорт российского дизельного топлива будет сокращаться в связи с реализацией Евросоюзом глобальной стратегии по снижению уровня выбросов вредных веществ, что приведёт к сокращению оборота автомобилей на дизеле. Совокупность факторов снижения производственных оборотов, сохранения параметров текущего налогового режима и долговой нагрузки, связанной с реализацией программы модернизации, может оказаться испытанием на выживание для российских НПЗ", — рассказала "ДП" генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова.
Характерные для кризисного времени метаморфозы наблюдаются и на розничном рынке бензина. Согласно исследованию банка "Русский стандарт", россияне стали покупать дешёвую марку бензина АИ–92 на 60% чаще, хотя год назад лидером была несколько более элитарная АИ–95. Эксперты связали это с двумя основными факторами. За время коронавирусного кризиса россияне стремились как можно больше экономить и к тому же пересели за отечественные автомобили, что тоже имеет весьма понятную финансовую подоплёку.
В Петербурге, где медленный, но верный рост цен давно никого не удивляет, забило тревогу местное УФАС. В ведомстве сообщили, что конкурентная ситуация на заправках сильно поменялась в 2019 году. А именно: рынок заполонили ВИНКи, доля продаж которых составила почти 82% в сравнении с 58,6% годом ранее.
"2018 год для розницы в Петербурге был самый критичный. Оптовые цены на бензин держались выше розничных, поэтому Петербургская топливная компания и финская Neste приняли решение о продаже своих активов крупным ВИНКам — “Роснефти” и “Татнефти” соответственно", — пояснил президент Петербургского нефтяного клуба Олег Ашихмин. При этом в УФАС отметили, что дополнительные сложности для бизнеса создаёт высокая стоимость земли под АЗС и длительные сроки согласования строительства. Но есть и хорошие новости — ни один из игроков на локальном рынке пока не доминирует.
Сейчас средняя стоимость АИ–92 в Петербурге составляет 43,65 руб./л, АИ–95 — 47,19 руб./л и дизеля — 48,56 руб./л. Дальше — больше.