Ресторанам и гостиницам всё чаще требуется косметическое, а не капитальное обновление текстиля
Производители текстиля для ресторанов и отелей — от скатертей и постельного белья до униформы — ещё с марта вынужденно "отключились" от работы вслед за ресторанным бизнесом и сферой гостеприимства. Обратная цепная реакция случилась после снятия ограничений. Предприятиям легпрома снова стали поступать заказы, но о возобновлении крупных проектов — например, ребрендинге корпоративного стиля — говорить пока рано.
Не в полную силу
На 88% вырос спрос на работников в сферах ресторанного бизнеса и общепита в августе по отношению к июлю — именно такую статистику приводит агрегатор вакансий hh.ru. Неудивительно, что с постепенным возвращением к работе сегменту HoReCa потребовались новые сотрудники, а им, в свою очередь, — униформа. Именно этот запрос — одна из ключевых причин восстановления предприятий легпрома, которые специализируются на текстиле для гостинично–ресторанного дела.
"Даже самые “фрэндли” кафе у дороги, где было принято ходить в черной футболке и джинсах, начали покупать униформу. Особенно поварскую. Связано это прежде всего с требованиями Роспотребнадзора в постпандемийный период. К тому же на работу пришли новые люди с другими размерами одежды", — объясняет Юрий Смирнов, бизнес–консультант HoReCa компании "Клен", которая специализируется на комплексном оснащении ресторанов, кафе, баров.
Ещё одна тенденция, о которой говорят в индустрии гостеприимства и сфере общепита, — массовый возврат скатертей в рестораны. В первую очередь — для гигиены, ощущения чистоты и безопасности.
Для некоторых представителей HoReCa карантинный перерыв стал продуктивным временем. Так, клиенты компании "Дом–Постель", которая производит текстиль в Петербурге, Владимире и Иваново, воспользовались моментом и обновили интерьер в период вынужденного простоя. "Всем клиентам мы предоставили рассрочку, чтобы было время восстановиться после пандемии и войти в рабочее русло", — говорят в компании.
Просьбы о поэтапной оплате и даже отсрочке платежей стали поступать и компании Enchy, которая занимается пошивом корпоративной одежды. Раньше в сегменте HoReCa (примерно 30% от общего числа клиентов фабрики) такой тенденции не наблюдалось. "Огорчает, что появились компании, которые не выполняют своих обязательств, то есть больше не могут оплатить уже произведённую нами продукцию", — рассказывает совладелица фабрики Enchy Светлана Епишина.
По её словам, были случаи, когда пошитая одежда для сегмента HoReCa просто "зависала" на складе, а забирали её только в июле. К тому же теперь, например, ресторанный бизнес начал заменять форменные блузки на более бюджетный вариант — футболки и поло. Отменились и три из четырёх проектов по ребрендингу компаний–клиентов, где предполагалось полное изменение имиджа сотрудников, включая внешний вид.
"Если раньше в сезон у клиентов возникало желание полностью перешить форму для своих работников, то сейчас менять стали лишь изношенные элементы. Например, ко мне обратилась известная сеть пятизвездочных гостиниц с просьбой отреставрировать поварские кителя — заменить вышедшую из строя фурнитуру. И когда мне их привезли, то первое, что пришло в голову: как можно в них работать? Они были застираны и сношены. Но, видимо, на замену денег нет, а выживать, продолжая работать, надо", — рассказывает Светлана Епишина.
Для самих же производителей текстильных изделий спасительной соломинкой иногда становились розничные покупатели. Так было, например, с компанией HoReCaSPb, которая в основном специализируется на производстве мебели, но дополнительно "обрамляет" её текстилем собственного пошива — съёмными чехлами на столы и стулья, скатертями, салфетками, фуршетными юбками и наперонами. "С марта по май вообще не было заказов со стороны HoReCa, ведь наши основные покупатели — кафе, бары и рестораны — были закрыты. В эти тяжёлые 3 месяца мы сумели выжить только благодаря продажам розничным клиентам. В основном люди закупали столы и стулья на кухни, а также мебель для дачи", — вспоминает генеральный директор компании Светлана Шелест. Но отмечает, что уже скоро на место закрытых ресторанов придут новые, и им для открытия понадобятся и мебель, и текстиль.
Трансформация жакетов
Но и без пандемии сегмент HoReCa — центр притяжения требовательных клиентов, работа с которыми не обходится без специфических особенностей. Что ожидаемо, их список с течением лет меняется и полнится. "Каждый бизнес в HoReCa стремится иметь свое “лицо”, чтобы клиенты запомнили их на годы и хотели вернуться вновь и вновь. Именно для этого сегмента востребованы услуги нашего дизайнера. Порой уходит месяц только на разработку фирменного стиля. Бывает так, что имеют значение полутона в тканях, которые на первый взгляд и не заметны. Ещё в этом сегменте особенно чувствуется ревностное отношение к конкурентам. Никто не хочет быть похожим друг на друга", — говорит Светлана Епишина.
В свою очередь в компании "Клен" говорят, что ещё 15 лет назад большинство банкетных мероприятий для крупных частных и корпоративных клиентов проходило во дворцах XVIII–XIX веков. В таком формате качественный текстиль, скатерти, отточенная до мелочей униформа — обязательные составляющие. Теперь же это не столь актуально: эстетика сервировки стола сильно упростилась. "Сейчас наибольший интерес к качественному текстилю проявляют компании, которые профессионально занимаются банкетным обслуживанием, а также небольшое количество ресторанов fine dining и гостиницы от четырех звезд", — рассказывает Юрий Смирнов.
Если же говорить о тенденциях в сегменте HoReCa, характерных непосредственно для униформы, то Светлана Епишина выделяет сразу несколько. Например, всё чаще персонал ресторанов и отелей можно увидеть в удлинённых жакетах или жилетах. Блузки для женщин стали менее приталенными и, как следствие, более свободными.
Джинсы постепенно входят в рабочий дресс–код последние 5 лет, то же происходит и с футболками, фартуками из денима и подтяжками.
Трансформируются тренды и в отельном текстиле — например, в постельном белье и шторах. "Последние несколько лет спросом пользуются в основном однотонные коллекции, даже абстракции ушли на задний план", — рассказывают в "Дом–Постель".
"Клиенты стали выбирать более практичные цвета и ткани. Если раньше было стремление показать через каждую деталь в интерьере, включая текстиль, богатство и пафос, то сейчас выбирают ткани без рисунков в натуральных оттенках, обращают внимание на состав", — говорит Ольга Иванова, представительница компании "Клен".
И хотя российские ткани, по общему признанию игроков рынка, пока далеки от стандартов, заданных производствами текстиля для HoReCa, "алмазы" всё же находятся. Так, фабрика Enchy сотрудничает с Брянским и Свердловским камвольными комбинатами (камвольные ткани — ткани с шерстяной или полушерстяной основой). Есть у компаний и партнёры в СНГ: так, "Клен" работает с производителем ткани заводом "Моготекс" в Белоруссии.
"Традиционная проблема отечественных производителей в течение многих лет — отсутствие полотна 2,5–2,8 м. Без этого невозможно сделать бесшовную скатерть, чтобы накрыть круглый стол на 8–10 посадочных мест. Наши производители часто выпускают узкие ткани, что ограничивает выбор", — объясняет Юрий Смирнов.
И всё же пока проблема подбора поставщиков ткани — не основная для производителей текстиля в сегменте HoReCa. Сейчас большая часть сил, по словам представителей рынка, направлена на "завоевание" новых клиентов взамен прежних и восстановление объёмов производства.