Трафик на кольцевой автомобильной дороге Петербурга давно превысил расчётные показатели по интенсивности движения, на некоторых участках он выше в несколько раз, чем закладывалось на перспективу. КАД сегодня не всегда обеспечивает реальное скоростное движение, об исчерпанности пропускной способности многих участков свидетельствуют пробки, но при этом дорога точно не потеряет своей актуальности в ближайшие годы, говорят эксперты.
Превзойти все прогнозы
КАД, она же трасса А–118, является одной из самых загруженных федеральных дорог России, отмечают в ФКУ "Упрдор “Северо–Запад”", на балансе которого она состоит. Трафик на магистрали варьируется от 32 тыс. до 240 тыс. автомобилей в сутки в зависимости от участка и времени года. Самым загруженным является участок от Мурманского (трасса Р–21 "Кола") до Красносельского шоссе, как внутреннее кольцо, так и внешнее. Здесь как раз находится вантовый мост с подходами к нему, где максимальное количество автомобилей в сутки может превышать 240 тыс., хотя при строительстве КАД перспективная интенсивность движения на 2020 год на участке от Р–21 до Октябрьской наб. составляла 81,3 тыс. машин в сутки, а на участке от Софийской ул. до Московского шоссе — 100,5 тыс. Цифры будут расти и дальше, и не только за счёт продолжающейся жилой застройки вблизи магистрали, но и посредством возведения транспортных развязок поблизости.
Так, в начале сентября было запущено рабочее движение по четырём съездам / заездам в районе Западного Мурино с десятками высотных жилых комплексов, построенных за счёт Ленобласти. Тысячи автомобилистов получили прямой доступ к КАД. Из–за недостатка дорожной инфраструктуры автомобили не могут быстро разъехаться, что в результате приводит к заторам. Частично исправить ситуацию должно разворотное кольцо на Охтинской аллее в составе развязки, часть которого планируется открыть 1 октября. В Упрдор "Северо–Запад" пока не смогли уточнить, сказалось ли как–то появление новой развязки на скорости движения по близлежащему участку КАД, поскольку ещё не окончен анализ дорожно–транспортной ситуации. "Предполагаем, что общая картина с фактическими данными о том, как изменилась интенсивность движения на участке, какова зависимость от времени года, месяца, дня недели и пр., будет у нас ориентировочно в мае 2021 года", — сообщили в ведомстве.
По мнению эксперта Ассоциации транспортных инженеров Владимира Валдина, после первого серьёзного ДТП с погибшими ГИБДД повесит здесь знаки ограничения скорости "90", если не "60". "Там уже нарушено правило 5 км (минимальное расстояние между примыканиями на автомагистралях. — Ред.), две развязки находятся практически одна за другой: сперва на Токсовское шоссе, а потом в Западное Мурино. Съезды короткие, поэтому “хвост” может выстраиваться. На данном участке КАД может перестать быть автомагистралью, как это практически произошло в Москве с МКАД", — отметил Валдин.
Ещё не улица
Федеральные дорожники заявляют, что А–118 не превратилась во внутригородскую магистраль, а продолжает быть автомагистралью категории IA с разрешённой скоростью 110 км / ч и выполнять одну из основных своих функций: обеспечивать транспортно–инфраструктурную связь подходов к Петербургу с сетью федеральных дорог Северо–Запада и направление транзитного транспорта в обход городской уличной сети.
Эксперт транспортного развития территорий ИТП "Урбаника" Илья Резников полагает, что КАД точно не потеряет своей актуальности в ближайшие годы. "КАД — это многоцелевая автодорога: здесь и транзит, и грузовики, и огромное количество транспорта, следующего из Петербурга в Петербург в объезд городских районов. К ней не применимы рассуждения о том, что нужно сокращать число автомобилей на улицах городов. КАД — не улица, а дорога, оттягивающая лишний транспорт с улиц", — говорит эксперт.
Строить дополнительные развязки, по мнению Резникова, можно, а местами даже реально нужно, например в районе Ржевки или Кудрово, хоть количества транспорта на магистрали это не уменьшит.
"Часто говорят, что это невозможно по нормативам, но такое утверждение спорно. Минимальное расстояние между развязками прописано в законах нечётко. К тому же имеются примечания, согласно которым при наличии обоснования допускается сокращать эти расстояния до 1 км. Новая развязка в Западном Мурино демонстрирует как раз такой подход", — говорит Резников.
Для строительства нового примыкания или пересечения на КАД заинтересованное лицо должно обратиться в Упрдор "Северо–Запад". "В случае соответствия выдаётся согласие, содержащее технические требования и условия на размещение планируемых объектов, а также разрешение на строительство указанных объектов в границах полосы отвода автомобильной дороги", — сообщили в пресс–службе ведомства. Там добавили, что вопрос определения лимита размещения развязок на А–118 не рассматривался.
Ближайшие планы федеральных дорожников на КАД — реконструировать транспортную развязку на пересечении с трассой А–121 "Сортавала" (Приозерское шоссе). Сейчас для этих работ готовится проектная документация. Предполагается разделение транспортных потоков, следующих с КАД на А–121, к ТРЦ "МЕГА Парнас", пр. Энгельса и в обратных направлениях. Планов строительства или реконструкции других транспортных развязок пока нет.
Ресурс расширения КАД тоже невелик, отмечают эксперты. Делать дополнительные полосы можно только там, где их количество пока менее четырёх в каждую сторону. Больше — бесполезно, эффект будет небольшим, а стоимость — запредельно высокой.
Напомним, сейчас завершается реконструкция северного участка КАД от ЗСД до пр. Энгельса протяжённостью 14,3 км. Полностью ввести его в эксплуатацию планируется в октябре 2020 года. Раньше здесь было по две полосы в каждую сторону, теперь — по три.
Разработан и получил положительное заключение Главгосэкспертизы проект реконструкции участка КАД от пересечения с ЗСД до Приморского шоссе (с расширением с четырёх до шести полос). Но сроки реализации пока не определены.
Не дорогой единой
Поскольку пропускная способность въездов на КАД не бесконечна, окончательно автомагистраль не остановится, говорит Илья Резников. Но необходимо продолжать комплексно развивать транспортную систему петербургской агломерации.
"Она требует и расширения скоростного автодорожного каркаса, и метрополитена, и пригородного ж/д транспорта, и т. д. Никакая автодорога, даже самая отличная, в отрыве от всего комплекса не способна решить городские транспортные проблемы, а её пропускная способность всегда окажется конечной, что КАД и демонстрирует", — считает эксперт.
Об отсутствии транспортного планирования говорит и Владимир Валдин, поэтому чиновники вынуждены действовать реактивно. Развязка в Мурино — тому пример.
"Какой следующий чёрт выскочит из табакерки, неизвестно. Решать проблемы Мурино нужно исключительно общественным транспортом, но это требует взаимодействия между властями города и области, что не очень получается, а также серьёзной подвижки на территории новостроек: нужно убрать парковки, которые заполонили всё пространство вдоль дорог. Это маловероятно, хотя всё зависит от политики властей", — отмечает Владимир Валдин.