Всё больше проектов в сфере дополнительного образования реализуется по франшизе. Причём франчайзера и франчайзи могут разделять тысячи километров. Недавно в Петербурге заработала студия свободного рисования Kids Point из Владивостока.
Франшизу Kids Point начали продавать в 2019 году. За год в России открылись 22 партнёрских бизнеса в 14 городах России (Москве, Благовещенске, Владивостоке, Екатеринбурге и т. д.). В Петербурге проект запустили в Приморском районе на Мебельной улице. Ещё три студии — две во Владивостоке и одна в Уссурийске — в собственности основателей сети.
Рисуют все
"Франшиза появилась благодаря клиенткам. Пошли разговоры о нашей студии, люди стали звонить из других городов. Первого партнёра мы долго отговаривали, но он настоял. Работать было сложно, уставали, сотню раз хотели всё бросить", — вспоминает Анастасия Божедарова, соосновательница Kids Point.
Сумма инвестиций в открытие студии варьируется от 600 тыс. до 1,5 млн рублей. Срок окупаемости — от 6 месяцев. Стоимость роялти — 5 тыс. рублей ежемесячно, паушальный взнос — 350 тыс. рублей. Ежемесячный оборот может достигать 700 тыс. рублей.
"Я считаю, что развиваться сразу по двум направлениям — реализуя франшизы и открывая филиалы — наиболее оптимально. Когда собственник сам вкладывает деньги в открытие новых точек в других городах, он показывает потенциальным партнёрам, что это выгодно", — говорит вторая соосновательница сети Жанна Галлямова. Впрочем, открытие филиала требует в 3–4 раза больше вложений и времени.
Ежегодно работа с партнёрами увеличивает оборот сети на 80–100 млн рублей. Личная прибыль у всех разная, в основном это половина от оборота точки.
Предпринимательницы отмечают, что одна из проблем, препятствующих развитию их бизнеса, — большие расстояния и разница в часовых поясах. Существуют особенности менталитета людей на западе и востоке страны, что тоже приходится учитывать, например, при разработке рекламных кампаний.
"Сюда можно добавить сложности с регистрацией товарного знака и страх многих франчайзи перед крупными единовременными затратами. Но есть и плюсы. Работа по франшизе — это сотрудничество с большой группой людей, которые заинтересованы в развитии бренда. Мы лично ездим на открытие каждого центра, обмениваемся опытом с коллегами. Заодно побывали во многих городах России", — рассказывает Жанна Галлямова.
Kids Point предлагает три основные концепции организации детского досуга: проведение праздников, сенсорных занятий с зерном для детей от 1 до 4 лет, обучение рисованию абсолютно на любых поверхностях.
Компания появилась в 2017 году во Владивостоке. "Мы начали работать в квартире, привлекая подруг с детьми. Люди приходили на занятия прямо к нам домой. Через полгода количество клиентов увеличилось, наши соседи стали волноваться. Тогда мы впервые решились на аренду коммерческого помещения", — рассказывает Жанна Галлямова историю появления бизнеса.
Быстрый рост
На рынке дополнительного детского образования большинство компаний работает по системе франчайзинга. Успешность такой модели зависит от того, насколько чётко головная компания сможет контролировать соблюдение стандартов партнёрами–франчайзи.
Петербургская франшиза сети школ робототехники RobboClub.ru на рынке с 2016 года. Сегодня в России, а также в Финляндии, Японии, Таиланде работает более 130 кружков RobboClub.ru.
В сентябре этого года по франшизе была запущена новая сеть частных школ ROBBO Academy Future Skills. "Мы предлагаем обучение как по программе начальной школы, так и дополнительного образования. Первая школа открылась в Москве в сентябре, готовятся к открытию ещё две в Петербурге", — говорит Екатерина Экало, директор по франчайзингу группы "Роббо". Стартовые инвестиции пока не определены, примерная сумма варьируется в пределах 0,5 млн рублей.
"Модель развития сети по франшизе предполагает быстрое масштабирование бизнеса с минимальными инвестициями, так как в открытие каждой точки инвестирует партнёр–франчайзи. Задача головной компании — так “упаковать” проект и рассчитать финансовые показатели, чтобы открытие было максимально простым и бизнес вышел на заявленный доход в разумные сроки. С помощью франшизы можно развиваться быстрее и за счёт партнёрских инвестиций", — говорит Екатерина Экало.
Рискованные ходы
Однако наличие большого числа партнёров, у которых может различаться отношение к развитию бизнеса, является дополнительным риском для всей сети. Оплошность одной точки экстраполируется на всю сеть, это существенный риск для всей компании. Поэтому далеко не все проекты, развивающиеся по модели франчайзинга, успешны.
Московская сеть детских студий "Арт–Веранда. Дети" к созданию франшизы подходила дважды. Первая попытка запуска состоялась одновременно с открытием первого клуба в 2013 году. Но тогда проект свернули. "Первый блин вышел комом. С 2016 года снова начали планировать наш продукт, изучать рынок. Заново смогли запуститься только в 2019 году. Решение было импульсивным. Мы видели не раз, как гости фотографируют студию, расспрашивают про бизнес, прицокивая языком со словами “да я тоже такую хочу”", — вспоминает Юлия Селезнёва, руководитель сети.
Стартовые инвестиции для партнёров начинались от 680 тыс. рублей со сроком окупаемости 18 месяцев. Но открывшаяся в Петербурге студия просуществовала недолго. Совладельцы студии неохотно говорят о причинах неудачи, ссылаясь на то, что "творчество требует индивидуального подхода", а к развитию бизнеса нужно подходить ответственно.
Некоторым проектам сложно развиваться в мегаполисах из–за высокой конкуренции. Новосибирский проект частных детских садов Bambini–club представлен в Петербурге единственной точкой. Притом что в стране под этим брендом работают 118 частных детсадов.
Первый садик был открыт в Новосибирске в 2015 году. "На тот момент это была очень перспективная и быстрорастущая ниша, поэтому мы приняли решение развиваться по франчайзингу. Спрос на рынке на детские сады и детские центры был крайне высок", — рассказывает Иван Мальцев, основатель сети Bambini–club.
Но в Петербурге этот спрос уже сбалансирован предложением. "В городе на Неве огромная плотность частных детских учреждений. Садик на садике стоит, центр на центре", — говорит Мальцев. Он отметил, что, перед тем как открываться в Петербурге, новой сети следует основательно вложиться в рекламу и продвижение бренда. Причем сделать это нужно ещё до того, как будут найдены первые варианты аренды помещения. "В Петербурге реклама у нас идёт, но заявок оттуда немного. Может быть, рынок перегрет франшизами", — считает Иван.
На развитие рынка дополнительного образования серьёзно повлияла пандемия. С апреля рынок объёмом около 200 млрд рублей оказался парализован, продажи упали практически до нуля. Ограничения, введённые в связи с распространением коронавируса, дали мощный импульс для развития сегмента онлайн–программ, который по итогам 2019 года занимал не более 5% рынка.
Но быстро адаптироваться смогли не больше 10% работавших до карантина проектов. Учитывая наличие спроса на дистанционное обучение, эксперты ожидают, что сегмент дополнительного детского онлайн–образования в этом году вырастет минимум в 2 раза. Преимущество получат те компании, которые смогут совмещать офлайн и онлайн–программы.
В августе–сентябре в регионах стали разрешать работать детским кружкам, но смогли открыться лишь 80% компаний. Остальные закрыли бизнес.