Промышленным выращиванием грибов в 47–м регионе занимаются четыре предприятия. Среди них три крупных производителя шампиньонов — ЗАО "Племенной завод "Приневское", ЗАО "Агрофирма "Выборжец" (бенефициар — Александр Усов, № 153 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2019) и ЗАО "Южный гриб". Серьёзный бизнес на шампиньонах можно сделать только на крупном производстве, поэтому объёмы выпуска начинаются обычно от 1 тыс. тонн.
Четвёртый игрок промышленного грибоводства Ленобласти — "Эко Гурман", занимающийся производством вёшенок. По словам гендиректора консалтинговой компании "Технологии роста" Тамары Решетниковой, этот гриб практически не импортируется.
"Вёшенка — очень ломкий и специфичный продукт, в отличие от шампиньона. Поэтому он не подлежит длительным логистическим операциям", — комментирует эксперт. В основном производством этого гриба занимаются малые фермерские хозяйства.
По данным областного комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, с начала 2020 года в 47–м регионе произведено 4 тыс. тонн промышленных грибов — почти на 50% больше, чем за весь прошлый. Проектная мощность предприятий области при площади более 4 га составляет около 11 тыс. тонн грибов в год — 10% от общероссийского показателя.
На своём сырье
Крупнейшим производителем грибов в Ленобласти является "Выборжец", который относительно недавно занялся этим бизнесом, построив в Лужском районе собственный комплекс для выращивания шампиньонов. Компания вложила в проект 5,6 млрд рублей, из которых 2,2 млрд выделено на строительство компостного цеха. Тем самым "Выборжец" стал единственным предприятием в Ленобласти с собственным производством сырья.
По словам Тамары Решетниковой, в первую очередь компостный цех строится для снижения себестоимости производства, потому что расходы на приобретение удобрений — основная часть затрат. Кроме того, благодаря собственному заводу компаниям будет проще управлять производственным качеством компоста.
Как сообщила "ДП" ведущий маркетолог ЗАО "Агрофирма "Выборжец" Светлана Горишня, проект был запланирован вместе с комплексом по выращиванию шампиньонов более 7 лет назад. По её словам, основные проблемы работы на покупном компосте заключаются в его нестабильном качестве, длинном плече продаж, в результате которого возрастает стоимость продукта.
Кроме того, в случае приобретения компоста за границей российские компании из–за колебаний курса рубля несут валютные риски. Она добавила, что в 2021 году агрофирма планирует произвести 10 тыс. тонн шампиньонов.
Тамара Решетникова отмечает, что "Выборжец" очень чутко относится к изменениям на рынке, поэтому следит за тенденциями, спросом и потреблением. При этом эксперт обращает внимание, что технология выращивания грибов в защищённом грунте значительно отличается от технологии производства овощей, на чём до этого специализировался "Выборжец". "Это принципиально другой бизнес", — добавляет она.
Один к четырём
ЗАО "Южный гриб" использует при производстве как импортный компост (из Литвы и Польши), так и отечественный — из Казани и Москвы. Об открытии собственного компостного цеха пока речь не идёт. "Для этого нужен большой комплекс по выращиванию шампиньонов, и, соответственно, должен быть налажен сбыт", — поясняет генеральный директор ЗАО "Южный гриб" Максим Третьяков.
По грубым оценкам, чтобы вырастить 1 тыс. тонн грибов, необходимо 4 тыс. тонн компоста. Как правило, его доставка из Латвии или Польши (стран, из которых чаще всего импортируется компост в Ленобласть) обходится дороже, чем само удобрение. Соответственно, это значительно увеличивает затраты и меняет структуру себестоимости производства.
"В итоге проект по выращиванию грибов требует серьёзных инвестиций, практически их увеличения в 2 раза. При этом всё зависит от желаемых объёмов производства. Если компания хочет выращивать 1 тыс. тонн шампиньонов с инвестициями 1 млрд рублей, то ещё столько же ей потребуется потратить на компостный завод. При этом срок окупаемости таких проектов составляет 5–6 лет", — комментирует Тамара Решетникова.
Аналогичное мнение выражает главный редактор журнала "Школа грибоводства" Александр Хренов. Он отмечает, что себестоимость гриба у предприятий, которые работают на покупном компосте, выше, чем у тех, кто производит свой.
По его словам, всё зависит от менеджеров по продажам — удаётся ли им получать в розничных сетях высокую цену. "Это единственный способ выживания", — уверен Александр Хренов.
Он добавил, что предприятия с собственным компостным цехом и, соответственно, большим объёмом производства иногда пользуются этим преимуществом и сознательно сбивают цены.
Борьба за потребителя
Ситуацию на местном рынке усложняет высокая конкуренция с производителями из других регионов. Это ещё один фактор серьёзного снижения цен на грибы за последнее время.
Заместитель генерального директора ЗАО "Племенной завод ПРИНЕВСКОЕ" Александр Перетятько отмечает, средняя цена шампиньонов в 2020 году в сравнении с аналогичным периодом 2019 года снизилась на 22%. Данная тенденция началась с осени 2019 года, усилилась в связи с пандемией и продолжается до сих пор. Связано это в первую очередь с перенасыщением рынка.
"Согласно статистическим данным, объем потребления грибов шампиньонов жителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляет около 6 тыс. тонн в год. Запущенный агрохолдингом "Выборжец" в 2019 году комплекс по выращиванию грибов шампиньонов мощностью 10 тыс. тонн в год способен закрыть всю потребность мегаполиса в данном продукте, в результате чего и образовалось перепроизводство. Избыточное предложение не выгодно никому", — комментирует он.
О тенденции к насыщению рынка говорит и Максим Третьяков. По его словам, цена сбыта падает, потому что появляются новые крупные игроки в Курской, Калужской, Тульской, Рязанской и Московской областях. "Они выходят на рынок, который уплотняется. В результате цена снижается", — поделился с "ДП" топ–менеджер.