Эксперты посчитали, что петербуржцы сегодня эксплуатируют почти 2 млн транспортных средств: в 2019 году Северная столица обогнала по уровню автомобилизации Первопрестольную. При этом возможности для организации стихийных парковок во дворах домов сокращаются как в реальности, так и на законодательном уровне. Поэтому вопрос покупки или аренды машино-места в жилых комплексах актуален как никогда.
Нормы и реальность
В начале октября ряд СМИ сообщил, что парламент Петербурга поддержал в первом чтении два законопроекта, которые предполагают введение штрафов для автовладельцев, если их машины мешают нормальной жизни всего дома: расположились на газонах придомовой территории, перегородили во дворах внутриквартальные проезды, пешеходные дорожки, проходы к зданиям и входы. И это только один из примеров, как современная действительность корректирует поведение водителей.
Не секрет, что подобная ситуация складывается из синергии желания сэкономить, привычной модели "поставить авто рядом с домом — чтобы видно из окна и далеко не ходить" и ограниченного количества доступных площадок поблизости. По мнению специалистов, обеспеченность Петербурга парковочными местами на данный момент ограничивается показателем 40%. Другая правда на поверхности — не все варианты потребитель рассматривает как приемлемые в силу сложившихся стереотипов. Потому что современные жилые комплексы вполне выдерживают норму по оснащению объектов машино-местами: процентное соотношение зависит от класса проекта, стартуя от показателя — стоянка для одного авто на 80 м2 жилья в массовом сегменте. В ином случае девелопер просто не получает разрешения на строительство.
Но в ЖК есть гостевые парковки — их ещё называют открытыми плоскостными, а есть все остальные — платные. В последних ещё долгое время после ввода жилого комплекса в эксплуатацию может пустовать определённый процент площадей, даже если все квартиры распроданы, потому что собственник выбирает вариант "по старинке": зарезервировать стоянку, договориться с соседями, если придётся — отвоевать право на место во дворе. И конечно, уповать на столь же архаичное "авось": в сводках фигурируют поджоги и угоны, при столь ювелирном разграничении площадей не исключены и аварии, вандалы тоже не дремлют.
Однако, по словам директора по развитию компании "Л1" Надежды Калашниковой, мониторинг потребительского поведения показывает, что за последний год предпочтения потенциального покупателя значительно изменились.
“
Люди вдоволь насмотрелись на ситуацию в проектах с уплотнительной застройкой, с непродуманной внутренней инфраструктурой: на всевозможные проблемы с парковками, когда машины стоят впритык друг к другу и затрудняют не только проезд, но и проход. Не забывайте, что все эти машины по утрам начинают заводиться у кого-то под окнами, особенно зимой, а потом медленно и печально выезжать на основную дорогу, минут по двадцать. Одним словом, всё это очень неудобно, неполезно и небезопасно, особенно для детей и пожилых.
Надежда Калашникова
директор по развитию компании "Л1"
Именно поэтому все последние проекты компании "Л1" реализуются в рамках концепции "двор без машин": для всех жильцов это предполагает безопасное пространство. Для автовладельцев же, которые не могут припарковать железного коня в зоне ограждённого периметра на длительный период, застройщик предлагает в своих проектах разные решения — вплоть до трёх вариантов размещения авто на территории одного объекта. К таким примерам относится жилой комплекс бизнес-класса "Империал", где есть гостевой, наземный и механизированный паркинги.
Надежда Калашникова также делает акцент на том, что определение "дорого" для современных систем хранения тоже устарело. Сегодня девелоперы устанавливают вполне доступные цены на машино-места, более того — создают различные акционные, дисконтные и пакетные предложения, позволяющие получить весомую скидку или даже паркинг в подарок. И конечно, всегда существует ещё и вариант аренды.
"Спрос на паркинги увеличился в разы по сравнению с данными трёхлетней давности, когда все застройщики сетовали на нормативы, говорили, что места не выкупаются, что это невыгодно и т. д. Сейчас ситуация поменялась", — резюмирует спикер.