Спасать город от транспортных проблем, занявшись строительством метро и дорог, будет ВТБ.
О договорённостях с правительством Петербурга по участию банка в строительстве подземки глава кредитной организации Андрей Костин заявил в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным на прошлой неделе. "Мы будем участвовать, помогать финансово в строительстве метрополитена, который нуждается в расширении", — заявил Костин.
Оказалось, что слова имеют под собой почву. Официальное соглашение между сторонами пока не заключено, однако источник "ДП" в Смольном подтвердил, что "строить метро будет ВТБ" через АО "Метрострой Северной столицы". Напомним, учредителем созданной в начале октября компании стал "ВТБ Девелопмент".
"Решается вопрос структуры этой организации. У города точно будет контрольный пакет, 60–65%, у ВТБ — 30–35%. Вероятно, генеральный директор тоже будет от города, но этот вопрос ещё обсуждается", — прокомментировал источник в Смольном.
Переговоры с ВТБ велись порядка полугода. Сейчас стороны взяли тайм–аут на 7–8 месяцев, чтобы утрясти все детали. Необходимо, в частности, договориться с кредиторами ОАО "Метрострой" (единственный строитель подземки в Петербурге — и находится в процедуре банкротства. — Ред.), и тут город возлагает большие надежды на ВТБ, провести опись имущества, трудоустроить работников в новую организацию, оформить необходимые лицензии и так далее. По данным "ДП", новая структура заработает не раньше сентября 2021 года.
Как быть с "Метростроем", пока не решено, "вариантов развития событий много", отмечает собеседник издания, но компания точно не будет иметь отношения к новому строителю подземки. "“Метрострой” будет участвовать только людьми", — говорит источник, близкий к транспортному блоку Смольного.
Закончить крупные контракты по строительству Красносельско–Калининской (ККЛ) и Лахтинско–Правобережной (ЛПЛ) линий "Метрострой" не сможет, отмечает источник "ДП", поскольку их ввод в эксплуатацию запланирован только через несколько лет. Недоделки по трём станциям Фрунзенского радиуса, а также станциям "Зенит" (бывшая "Новокрестовская") и "Беговая" "зелёной" линии, вероятно, подрядчик всё же устранит.
У структур Геннадия Тимченко (№ 1 в РМ "ДП"), к слову, планы по привлечению "Метростроя" в свою организацию по строительству метро были шире. Для захода в метро Петербурга его компания "Стройтрансгаз" планировала создать консорциум совместно с "Метростроем", который номинально выступил бы подрядчиком, однако на деле работы выполняли бы китайские организации, писал ДП. Главным образом петербургская организация была необходима для прохождения квалификации, получения лицензий и заключения договоров лизинга. Для всех манипуляций в июле 2020 года было зарегистрировано АО "Метротрансстрой", дочерняя структура "Стройтрансгаза".
Более того, по словам Костина, ВТБ готов стать и кредитором новой компании по строительству метро Петербурга. На первоначальной стадии она потребует инвестиций, в том числе на обновление производственных мощностей и оборудования. Об этом намерении банкир заявил в рамках инвестиционного форума "Россия зовёт!". Эту информацию "ДП" подтвердил и источник в Смольном, отметив, что средства могут понадобиться для начала стройки. Банк может дать деньги под минимальный процент или вовсе под 0%.
По мнению главы ВТБ, осваивать в год меньше 15 млрд рублей на строительстве подземки в Петербурге экономически неэффективно, поскольку "надо строить метро". Напомним, в 2020 году, после секвестра городского бюджета, на возведение метро осталось лишь 9 млрд рублей.
По данным "ДП", через АО "Метрострой Северной столицы" ВТБ будет строить в Петербурге не только подземку, но и дорожную инфраструктуру. "Метро — не основная история, их больше дороги интересуют, Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) в частности", — сообщил источник в Смольном.
По словам Костина, если ВТБ всё удастся сделать, то транспортные проблемы Питера "будут решены на многие–многие годы".