Рынок мобильных приложений всегда отличался высокой динамикой, но из–за пандемии скорость изменений в секторе заметно выросла.
Во–первых, пользователи стали чаще скачивать приложения и игры. Во–вторых, изменились привычки потребителей. Нынешний год стал переломным для лидеров российского рынка мобильных приложений. Судя по статистике SensorTower, "старые" соцсети и мессенджеры начали сдавать позиции под напором "новичков".
Самое скачиваемое мобильное приложение в РФ — TikTok — в текущем году загрузили почти 34 млн пользователей (рост загрузок год к году сразу на 79%). Впрочем, главное сражение TikTok’а на рынке РФ — за бюджеты местных рекламодателей — ещё впереди. Конкурировать придётся с мегамонстрами: "Яндексом", Google, Mail.ru и тандемом Facebook — Instagram.
Сингапурский клон TikTok’а — приложение Likee — в России скачали почти 16 млн человек (против 14 млн в прошлом году). На 36% выросло число загрузок Telegram — до 19 млн. Детище Дурова, похоже, активно готовят к продаже: его клиентская база растёт быстрыми темпами не только в РФ, но и в других странах.
Самую высокую динамику скачиваний показал облачный сервис для онлайн–конференций Zoom. В этом году его загрузили более 16 млн пользователей (против примерно 0,6 млн в 2019–м).
Прошлогодний лидер по загрузкам в РФ — мессенджер WhatsApp — в 2020–м опустился на второе место. В этом году его загрузили 27 млн человек (33 млн — в 2019–м).
На четвёртом месте по скачиваниям "Сбербанк Онлайн" (16,4 млн новых пользователей в этом году, минус 15% год к году).
Instagram потерял в загрузках "всего лишь" 9%, его скачали почти 16,3 млн человек. Минус 20% у мобильного приложения "Вконтакте" (15,1 млн загрузок). Минус 17% — у мобильных "Одноклассников" (8,7 млн скачиваний).
На фоне пандемии заметно подросли "Госуслуги" (15 млн скачиваний в 2020–м против 8,5 млн годом ранее).
Замыкает топ–10 самых скачиваемых мобильных приложений в РФ "Авито" с 13,6 млн загрузок (минус 7% год к году).
Любопытно, что в этом году самое загружаемое в РФ игровое приложение — Brawl Stars — оказалось лишь на 11–м месте, хотя его скачали почти 13 млн раз.
В ходе импортозамещения китайский маркетплейс AliExpress опустился на 14–ю строчку (10,7 млн загрузок), а российский Wildberries поднялся на 12–ю (12,6 млн скачиваний; рост на 70% год к году).
Рокировка также произошла на рынке сотовой связи: "Мой Tele2" по загрузкам обогнал "Мой МТС" — 8,3 млн против 8,1 млн скачиваний.
Не самым лучшим стал 2020–й для "Яндекса": Yandex Go — 9,3 млн загрузок (–17% год к году), Yandex — 7,3 млн (–20%), мобильный Yandex Browser — 7,1 млн (–27%), "Яндекс.Музыка" — 6,2 млн (–8%).
Facebook, который неизменно входит в мировой топ–10 самых скачиваемых мобильных приложений, в России на 62–м месте (5,5 млн загрузок).