Госдума РФ во втором чтении рассмотрит спорные, по мнению участников рынка, поправки в закон о системе обязательного медицинского страхования.
Впериод пандемии коронавируса попытки изменить сложившуюся систему финансирования медицинской помощи участниками страхового рынка были восприняты неоднозначно. С момента регистрации законопроекта и принятия его в первом чтении прошло всего 3 недели. Судя по оперативности прохождения поправок, шансы, что все они будут приняты в первоначальном виде, достаточно высоки.
Лишить источника
Шесть петербургских игроков рынка ОМС отказались от каких–либо комментариев и оценок до момента окончательного принятия закона. В компаниях сохраняют надежду, что какие–то нововведения из первоначального варианта не сохранятся и реформа системы ОМС если и состоится, то не в таких кардинальных масштабах.
Как следует из текста законопроекта, его авторы предлагают изменить источник финансирования медучреждений федерального подчинения. Вместо территориальных фондов ОМС они должны будут получать деньги напрямую из федерального фонда (ФОМС). Для этого он будет включён в систему ОМС как новый участник. Наполнение ФОМС деньгами будет производиться за счёт сокращения объёмов финансирования региональных участников системы.
Также вносится поправка, ограничивающая возможность жителей регионов получать медобслуживание в федеральных учреждениях. Как сказано в отзыве на законопроект комитета Госдумы по охране здоровья, сейчас федеральные учреждения работают на равных правах с местными, а в случае принятия поправок для лечения в них потребуется получать направление.
По данным Территориального фонда ОМС Петербурга (ТФОМС), на сегодня в реестре медучреждений в системе ОМС города 372 медучреждения, из них не менее 25 — федерального подчинения. Через страховые компании объём их финансирования, по данным ТФОМС на ноябрь текущего года, составляет 8,7 млрд рублей, или 8,2% общих расходов на медицину в городе. После появления нового игрока, ФОМС, местные страховщики лишатся именно этой суммы.
Вторым моментом в законопроекте, против которого выступают страховщики, является снижение лимита расходов на ведение дел (выдача полисов ОМС, создание реестра застрахованных лиц, организация экспертиз медицинской помощи, информирование населения). Авторы законопроекта предлагают сократить лимит в 2 раза, с нынешних 1–2% до 0,5–1% от суммы, рассчитанной по дифференцированным подушевым нормативам. По оценке "ДП", потери страховщиков от этой поправки только по Петербургу составят не менее 1 млрд рублей.
Тот факт, что законопроект будет принят в первоначальном виде, сомнений ни у кого не вызывает. Как заявил в СМИ председатель Госдумы Вячеслав Володин, на ФОМС будут замыкаться все высокотехнологичные медицинские учреждения федерального уровня, и при их финансировании не будет посредников. По его словам, страховщики, вместо того чтобы поддержать решение, борются за свой доход и деньги, которые будут выведены из их администрирования.
Противник есть
По данным петербургского ТФОМС, плановый объём финансирования страховщиков с января по ноябрь был увеличен на 7,4 млрд рублей, до 106,4 млрд. Именно в такую сумму оценены текущие расходы на борьбу с COVID–19. В городе с медучреждениями и застрахованными лицами работают шесть страховщиков, из них четыре имеют регистрацию в Москве.
На долю "СОГАЗ–Мед" приходится 31% объёмов финансирования (своё рыночное присутствие эта компания увеличила за счёт приобретения в 2018 году "ВТБ–медицинское страхование"). "Капитал МС" (прежнее наименование "Росгосстрах МС") занимает 25% рынка, петербургская "Городская страховая медицинская компания" (ГСМК) — 20%, на "Макс–М" приходится 10%, на "РЕСО–мед" — 9%, на ещё одного местного игрока, "Капитал–полис мед", — 5%.
По схожей пропорции через них проходит финансирование федеральных медучреждений в объёме 8,7 млрд рублей. Исходя из занимаемых долей рынка, пропорционально можно посчитать и потери из–за сокращения лимитов расходов на ведение дел на 1%.
Публичным противником законопроекта выступила Счётная палата РФ. Согласно её отзыву на законопроект, подготовленному к первому чтению, в случае принятия документа в действующей редакции существуют риски отхода от страховых принципов в системе ОМС и риски её финансовой устойчивости. В том числе Счётная палата отмечает и возможные проблемы по контролю качества медицинской помощи и защите прав пациентов со стороны страховых компаний.
Нерыночный принцип
После укрупнения за последние годы рынка на текущий момент в российской системе ОМС действует 31 страховая компания. В прошлом году "Ингосстрах" купил красноярскую "Медика–Восток", а компания "Надежда" из того же региона перешла под контроль группы РЕСО. Реформа и законодательная игра с рентабельностью отпугивают феральных игроков от выхода на региональные рынки.
В январе текущего года ФАС РФ одобрила приобретение местной "Капитал–полис мед" московской "Альфастрахование". Решение на тот момент подтверждало мнение экспертов страхового рынка, что у федеральных участников появился аппетит к поглощению региональных игроков. Тем не менее по истечении 11 месяцев завершения сделки не произошло. Как пояснили в пресс–службе ФАС РФ, срок действия решения — один год.
“
Страховой рынок негативно оценивает законопроект. Главным является изменение норматива расходов на ведение дела (РВД). Расчёты о влиянии новаций на финансовую устойчивость страховых медорганизаций не проводились. По оценке Банка России, при снижении доли РВД до 0,8% половина страховщиков ОМС станут убыточными, при снижении до 0,7% — все. Уход с рынка страховщиков ОМС означает переход от страховой системы, характерной для развитых экономик, к системе прямого бюджетного финансирования. Эффективность использования средств частного капитала выше, чем бюджетных средств.
Татьяна Никитина
Директор страховых рейтингов Национального рейтингового агентства (НРА)
“
В первом чтении рассматривалось снижение расходов на ведение дел с 1–2% до 0,5–1%, в результате часть страховых компаний могли стать нерентабельными и уйти с рынка. Однако, когда удалось вывести обсуждение реформы в публичную плоскость, было достигнуто компромиссное решение: профильный комитет Госдумы по охране здоровья предложил их снизить только до 0,8–1,1%. При этом финансирование федеральных медучреждений будет осуществляться напрямую из ФОМС. В таком случае, с одной стороны, объёмы медпомощи не будут зависеть от решения властей в регионах, с другой — факты оказания и качество медпомощи могут перестать контролироваться независимыми участниками ОМС, то есть страховыми компаниями.
Дмитрий Кузнецов
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков