Эксперты и участники рынка организации корпоративов уверены: спрос на проведение новогодних мероприятий значительно снизится. Инициатива будет исходить от самих компаний — кто-то не захочет тратить свой бюджет в кризисное время, кто-то опасается за здоровье сотрудников.
От такого расклада пострадает целый ряд других бизнесов: индивидуальные предприниматели (артисты, ведущие корпоративов, диджеи и т.п.), рестораны, а также ивент-агентства. Тем не менее, по опросам "ДП" какие-то заказы сейчас всё равно поступают. Подробнее — в материале на dp.ru.
10 из 100
"Ещё в середине октября я начал писать всем своим потенциальным клиентам, у которых вёл мероприятия в прошлые годы, — рассказывает Алексей Колганов, ведущий мероприятий и владелец салона KolganovEvent. — Потратил на это 2 дня, в течение которых написал 100 сообщений. Из этих ста сообщений потенциальным клиентам — 90 было отказами. Мне сказали, что компании находятся на грани банкротства, что они терпят убытки, что их перевели на дистанционную работу и ни о каком корпоративе они даже и мечтать не могут".
При этом 10 компаний отозвались на запросы. По словам Колганова, ими оказались организации, которые процветают во время кризиса и которые заказали довольно пышные корпоративы. При этом такие клиенты чаще всего переживают, что им не разрешат провести мероприятия в ресторанах — некоторые заведения самостоятельно запрещают проведение корпоративов, какие-то вообще закрылись.
"Были случаи, когда компании уже договорились с рестораном на корпоратив. Но затем мне перезванивали и говорили: "Лёша, ресторан запретил нам корпоратив и нам нужна срочно новая площадка". Среди ведущих есть негласный список ресторанов, которые в любом случае будут откатывать мероприятия в декабре, несмотря на запреты. Кроме того, существует большое количество загородных частных площадок, где вообще запреты не распространяются, потому что официально они не являются ресторанами или банкетными залами. Поэтому выходы и лазейки есть", — поведал собеседник.
Ведущий поделился, что одна крупная компания, связанная с банковскими услугами, обратилась к нему для проведения мероприятия онлайн с конкурсами и соревнованиями. Такой корпоратив, по его мнению, нужен для сплочения коллектива и снятия стресса. Компании пытаются провести нечто "развлекательно-интеллектуальное", но не слишком занудное для своих работников.
Другой ведущий мероприятий Андрей Хамидулин отметил, что корпоративы в городе есть, но проводят их в лофтах, коттеджах, залах баз отдыха. Есть спрос на онлайн-мероприятия, но таких, по его словам, не очень много.
"Кто-то решил не тратить средства на развлечения в пору и так не очень хороших заработков предприятий, а кто-то предпочёл выплатить средства сотрудникам из "новогоднего бюджета". Да и программы в этом году, по понятным причинам, в основе своей, не блещут разнообразием артистов. Но есть корпоративы, конечно, где состав артистов полный. Но таких, повторюсь, немного", — рассказал он.
Хамидулин считает, что рынок просел на 80–90%. В обычное время уже в середине ноября трудно было найти артистов для компании, которая готова для проведения праздника. И это даже в непопулярные даты для новогоднего корпоратива. Такая же история была и с местом проведения мероприятий — 90% хороших площадок в ноябре было уже занято.
Подпольный праздник
По мнению ресторатора Александра Затуливетрова, для ресторанов последние 5 лет и без всякого короновируса характеризовались устойчивым спадом предновогодних корпоративов.
"Так что эта статья дохода давно уже стала легендой. Тем не менее, рестораны потеряют заказы от маленьких компаний (10–15 чел). По сравнению с прошлым годом падение составит около 15%. В предновогодний день рестораны потеряют около 30%", — подсчитал он.
Но самое важное — многих рестораторов от проведения корпоративов заставит отказаться излишняя активность карательных органов. Эту же позицию разделяют многие другие опрошенные "ДП" участники рынка.
Владелец бара "Ясли" Александр Зарайский, напротив, уверен, что организация корпоративных мероприятий не сильно пострадает. Фактически корпоратив может уйти в настоящее подполье.
"Общепит сейчас переведён на полулегальное положение, а человеческое желание праздника отменить постановлениями невозможно. Рестораторы не получили никакой компенсации тех убытков, которые они несут в связи с введёнными запретами, и поэтому многие из них с чистой совестью будут компенсировать свои потери самостоятельно, предлагая вечеринки за закрытыми дверями в конспиративном режиме за наличный расчёт. Важно отметить, что проведение корпоративов в таком формате никак не способствует ухудшению эпидемиологической ситуации, поскольку очевидно, что находящиеся в одном трудовом коллективе люди не повышают риски распространения инфекции, если собираются вместе ещё и после работы", — добавил собеседник.
Марк Шерман, управляющий партнёр Коммуникационного агентства B&C Agency, считает, что люди в этом году стали осторожнее и внимательнее относиться к своему здоровью, поэтому вся ивент-индустрия заметно просядет. Он считает, что участникам рынка следует настраиваться на будущий год, когда даст результаты массовая вакцинация, и не ожидать чего-либо в 2020-м году.
"Для ивент-агентства этот год был годом, мягко говоря, упущенных возможностей, потому что ни один зум не заменит живого общения с людьми. Ну и проводить корпоративы в нынешних условиях точно не стоит, даже если очень хочется — будут слишком большие репутационные проблемы, не говоря уже о том, что люди будут подвергаться опасности", — заключил он.