Сериал Netflix про шахматистку–вундеркинда спровоцировал взрыв интереса ко всем товарам и услугам, связанным с древней игрой.
Главная героиня сериала "Ход королевы" (он же "Ферзевый гамбит") Элизабет Хармон ещё ребёнком попадает в приют после того, как чудом выжила в аварии, которую её мать устроила, чтобы свести счёты с жизнью. Сиротская жизнь вдруг становится лучше, когда Бет знакомится с зелёными таблетками (транквилизаторами, вызывающими привыкание, но стимулирующими стратегическое мышление) и уборщиком мистером Шейбелом, который научит её играть в шахматы. Блестящая карьера на доске (мы увидим проигрыши Бет считаные разы), сочетающаяся с драмой в личной жизни, сделала "Ход королевы" самым популярным сериалом за всю историю сервиса Netflix. За первые 28 дней его посмотрели 62 млн человек.
Чем заняться в пандемию?
Популярность сериала привела к всплеску интереса к шахматной тематике, который СМИ успели окрестить "эффектом “Хода королевы”". Первым о возникшем буме отчитался гигант eBay, рассказав, что шахматные доски на онлайн–аукционе стали искать чаще на 273%. На пике слово "шахматы" искали на сервисе каждые 6 секунд. По данным того же eBay, покупатели выбирают классические деревянные шахматы в 9 раз чаще, чем пластиковые, электронные или стеклянные. В Google запрос "как играть в шахматы" достиг наибольшей популярности за 9 лет.
Американские компании по производству классических настольных игр рассказывают об увеличении спроса на наборы шахмат минимум в 3 раза и считают, что к периоду Рождества и новогодних праздников продажи взлетят ещё больше. Как заявил в эфире американского NPR аналитик игр BMO Capital Markets Джерик Джонсон: "Кто бы мог подумать, что шахматные наборы будет так же сложно найти, как туалетную бумагу в начале пандемии?"
В пресс–службе Wildberries корреспонденту "ДП" рассказали: рост спроса на шахматы начался с конца октября и сохранялся весь ноябрь.
"В этот период россияне заказали на 50% больше шахматных наборов, чем в сентябре — начале октября", — отмечают представители маркетплейса. Как и на eBay, покупателям по душе классические наборы шахмат из лакированного дерева. Средняя стоимость востребованных моделей — от 600 до 1200 рублей. Кроме того, маркетплейс заметил рост интереса к самоучителям по шахматам. С конца октября заказывать их стали на 36% больше, чем обычно. Чаще всего покупатели выбирают книгу Глотова "Ступени шахматного мастерства".
О росте интереса покупателей к шахматам рассказали и в пресс–службе сайта объявлений "Авито", где за ноябрь спрос вырос на 30%. По статистике "Авито", Петербург стал третьим городом России по спросу на доски с фигурами.
Директор по развитию Спортивной федерации шахмат Санкт–Петербурга Даниил Недоступ отмечает, что "сериальная" волна популярности не первая в этом году. "Месяцы пандемии, как ни странно, положительно сказались на популярности игры. В тот момент, когда весь спорт изолировался, шахматисты вовсю соревновались и продвигали эту игру стримами", — поясняет он.
Мобильное приложение Chess.com, по данным сервиса аналитики Sensor Tower, достигло рекордного количества скачиваний ещё в апреле: в разгар пандемии оно получило 979 тысяч новых пользователей. После выхода сериала приложение загрузили 1,4 млн пользователей, а на сайте каждый день регистрируется около 100 тысяч человек. Сейчас сервис Chess.com даже создал бота, имитирующего игру главной героини сериала Бет Хармон. Также популярностью стали пользоваться трансляции и видеоразборы игр сильнейших гроссмейстеров. В том числе партии Хармон и Боргова (выдуманный шахматист, олицетворяющий безэмоционального и практически непобедимого советского игрока).
Не слабый пол
Ещё один заметный тренд: шахматами стали больше интересоваться женщины. Такой сдвиг абсолютно ожидаем. Главная героиня, которую играет большеглазая молодая звезда Аня Тейлор–Джой, невероятно умна, самодостаточна, а по её нарядам можно изучать американскую моду 1960–х. Сюжет сериала рассказывает не только о шахматах, борьбе с зависимостями, взлётах и падениях, но и о женщине, которая внезапно доминирует в спорте, где исторически главные роли играют мужчины.
Алина Балоян, 9–я в петербургском и 55–я в российском рейтинге шахматисток, рассказывает, что у нас в стране есть отдельно мужские и женские турниры. При этом женщины могут поучаствовать в мужском турнире, а вот мужчины в женском — нет. Международные соревнования проходят в смешанном формате, там за доской могут встретиться как мужчина с женщиной, так и ребёнок со зрелым игроком.
"Мне не обидно, что могут быть мужские и женские чемпионаты. Для меня это, наоборот, большой плюс — среди женщин проще выигрывать, проще получать звания, добиваться результатов. Среди мужчин, конечно, сложно выбиваться вперёд из–за конкуренции", — рассказывает спортсменка.
По её словам, очень многие женщины не доходят до профессионального мира шахмат, бросая увлечение в подростковом возрасте. Затем они выходят замуж, рожают детей, и времени на игру просто не хватает. По данным Международной шахматной федерации FIDE, число лицензированных игроков женского пола в любой стране мира составляет около 16% от общего количества.
Хочу учиться!
Героиня сериала, при всей её живости и близости к проблемам обычных людей, персонаж, разумеется, выдуманный. Американский фантаст Уолтер Тевис придумал Бет Хармон вовсе не вчера, но книга попала в бестселлеры The New York Times только спустя 37 лет после выхода. Писатель явно вдохновлялся и набоковской "Защитой Лужина", пиком популярности американских шахмат в 1970–е, и историей шахматистки Лизы Лейн.
Как рассказали "ДП" в пресс–службе сети книжных магазинов "Буквоед", переиздание "Хода королевы" появилось у них в продаже только летом, но книга уже вошла в топ–100 продаж, обойдя по количеству проданных экземпляров такие долгоиграющие бестселлеры, как "Дневник книготорговца" Шона Байтелла и "Маленькая жизнь" Ханьи Янагихары.
"При этом после выхода сериала продажи “Хода королевы” и в розничной сети, и в интернет–магазине выросли значительно: в 4 раза в ноябре по сравнению с продажами в августе–октябре", — говорят представители сети.
"Взрослые приводят на занятие своих детей и начинают диалог с вопроса администратору: “А вы смотрели сериал “Ферзевый гамбит“?" — рассказывает генеральный директор школы шахмат T–Chess Мария Задубровская.
По её словам, в конце октября произошла вспышка интереса, особенно среди взрослых. Из 23 поинтересовавшихся курсами обучаться осталось 20 человек. По данным сайта "Авито.Услуги", за ноябрь спрос на тренеров по шахматам вырос на 29% по России. При этом в Петербурге количество профилей тренеров, наоборот, уменьшилось на 12%. Как рассказала Алина Балоян и петербургские тренеры по шахматам, предложение не успевает за спросом: они скорее предпочитают работать с уже набранными учениками, чем искать новых.
Даниил Недоступ говорит, что, по его ощущениям, для популяризации шахмат как раз не хватало сериала. По его словам, люди уважительно и с интересом относятся к шахматам, но при этом знают об игре мало. На телевидении из–за специфики игры (партии могут достигать 5–6 часов) ей не уделяют столько же внимания, сколько, например, футболу.
"Хочется верить, что мы не столкнёмся с быстротечностью трендов: то, что сейчас шахматы пользуются спросом, вполне закономерно и имеет под собой фундамент, а сериал просто добавил этому красок и усилил эффект", — заключает Даниил Недоступ.