Сбербанк намерен получить от Vertex 1 млрд рублей. Эксперты предполагают, что речь может идти о выводе активов.
Петербургскому ООО "Коннект" принадлежит интернет-магазин Vertex. Это российский бренд, под которым продают мобильную электронику, изготовленную в Китае.
Ранее "Коммерсант" сообщал, что в рознице "Мегафона" по результатам первого полугодия 2018 года Vertex занял 4–е место после Samsung, Xiaomi и Apple. А всего в 2018 году в России было продано 1,6 млн телефонов и смартфонов Vertex на общую сумму 3,9 млрд рублей, бренд занял 4% рынка в натуральном выражении.
Большие вложения
В марте 2019 года компания объявила о запуске собственной сети мультибрендовых магазинов. В июле 2019 года "Коннект" зарегистрировал исключительные права на три товарных знака с использованием фирменного названия Vertex (нематериальные активы), балансовая стоимость которых составила 46 млн рублей.
Читайте также:
Банки
Победы и промахи: чем Сбербанку запомнится 2020 год
В том же 2019 году существенно увеличились основные средства компании — с 10 млн до 828 млн рублей (по данным открытых источников). В совокупности с другими активами это дало увеличение стоимости внеоборотных активов (основные средства, к которым относятся здания, производственное оборудование, транспорт, результаты исследований и разработок, финансовые вложения и т. д.) до 1,05 млрд рублей.
"Эти цифры свидетельствуют о серьёзных вложениях компании в развитие бизнеса. Вероятно, это и была реализация плана по открытию сети магазинов под собственным брендом посредством приобретения как товарных знаков, так и собственных торговых площадей", — резюмирует Денис Шестаков, партнёр GRATA International St. Petersburg. Однако уже в ноябре этого года в Арбитражный суд СПб и Ленобласти обратился Сбербанк с иском о несостоятельности ООО "Коннект", размер задолженности которого составил 1,148 млрд рублей. По данным сервиса "Контур.Фокус", "Коннектом" владеет Надежда Степанова, доли которой находятся в залоге у Сбербанка. При этом она же указана в качестве гендиректора "Коннекта". Но, как следует из материалов картотеки арбитражных дел, руководил работой компании Алексей Янченко, которому учредитель с апреля 2019 года делегировала эти полномочия.
Исполнение сценария
Денис Шестаков обращает внимание на хронологию предшествующих событий. Первый крупный иск был предъявлен к "Коннекту" ООО "Марвел КТ" на 157 млн рублей: предприятие не оплатило поставку техники. Эта сумма составляет более половины объёма всей кредиторской задолженности "Коннекта", накопившейся по итогам 2019 года, добавляет эксперт. Как показывает практика, при просрочке таких серьёзных сумм коммерсанты сначала пытаются разрешить вопрос в досудебном порядке. "С учётом небольшой просрочки (поставка завершена 27 марта этого года, а 28 июля уже подан иск) и значительности суммы подача иска “Марвелом КТ” выглядит как исполнение запланированного сценария по получению права на обращение с заявлением о банкротстве “Коннекта” (для этого необходимо судебное решение о взыскании долга)", — отмечает эксперт.
К слову, сама учредитель, вступившая в этот процесс в качестве третьего лица, полагает, что в реальности сделки не было, а Алексей Янченко инициировал это разбирательство, чтобы обанкротить "Коннект". Такая позиция Надежды Степановой отражена в материалах арбитражного дела.
Уже в августе в борьбу включился Сбербанк, являющийся крупнейшим кредитором "Коннекта". Он предъявляет в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти иск к "Коннекту" о взыскании задолженности и обращении взыскания на заложенное имущество. Однако из–за недочётов заявление оставляют без движения. Тогда банк пытается включиться в процесс, инициированный "Марвелом КТ", как третье лицо, но и тут не везёт: Арбитражный суд Москвы и апелляционная инстанция отказывают ему. В итоге 21 октября Сбербанк размещает на Федресурсе обязательное уведомление о своём намерении банкротить "Коннект" и подаёт иск о несостоятельности предприятия.
Активами наружу
При этом, как следует из картотеки арбитражных дел, к "Коннекту" до судебного спора с "Марвелом КТ" было всего лишь два иска, следовательно, оно не прекращало расчёты с кредиторами. Однако, обращает внимание Денис Шестаков, в начале ноября этого года ООО "Алан–Абрис" взыскало в Арбитражном суде Пензенской области 650 тыс. рублей с "Коннекта".
Право требования по этому делу было уступлено ООО "Стерх" из Петербурга, которое 16 ноября обратилось в арбитраж с заявлением о процессуальном преемстве, а буквально через 4 дня разместило на Федресурсе уведомление о намерении банкротить "Коннект". Хотя арбитраж назначил рассмотрение заявления "Стерха" только на 18 января следующего года.
По оценке Дениса Шестакова, в совокупности обстоятельства этой истории дают основания предполагать, что в отношении ООО "Коннект" реализуется план по выводу активов.
Вместе с тем, как считает эксперт, Сбербанк получит удовлетворение своих требований, по крайней мере в большей их части.
"Вероятнее всего, активы, приобретаемые “Коннектом” на средства банка, предприятие передавало в залог своему главному кредитору. Это означает, что требования банка обеспечены надлежащим образом", — говорит эксперт.
В ООО "Коннект" на запрос "ДП" не ответили.