Амстердамская компания, чей танкер в августе повредил причал терминала в Приморске, заключила с портом мировое соглашение.
Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области прекратил производство по делу о взыскании ООО "Приморский торговый порт" (ПТП) с голландской MT Nordindependence Shipping Management B. V. 1,186 млрд рублей в связи с тем, что стороны заключили мировое соглашение.
Как следует из материалов дела, 26 августа нефтяной танкер Nordindependence, принадлежащий MT Nordindependence Shipping Management B. V., при отшвартовке от 4–го причала порта Приморск повредил гидротехническое сооружение и размещённое на нём технологическое оборудование.
Почти сразу судно в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ было задержано на 72 часа капитаном порта. "Однако по истечении этого времени танкер может в любой момент изменить местоположение, в том числе выйти за пределы юрисдикции Российской Федерации, где будет затруднительно наложить на него арест или исполнить судебный акт о взыскании убытков", — говорилось в судебном заявлении ПТП. И уже 28 августа арбитражный суд в качестве предварительных обеспечительных мер наложил на танкер арест.
Договориться смогли быстро
Его владелец, а также Reederei Nord B. V. (технический оператор танкера) и N2 Tankers B. V. (коммерческий оператор), зарегистрированные, кстати, по тому же юридическому адресу в Амстердаме, что и MT Nordindependence Shipping Management B. V., пытались оспорить это решение, ссылаясь на существенные убытки, связанные с простоем судна. Но ни в первой, ни в апелляционной инстанции добиться этого не удалось.
Тем временем ПТП направил иск о взыскании с амстердамской компании 450,7 млн рублей реального ущерба и 735,5 млн упущенной выгоды, а также о назначении начальной цены Nordindependence при реализации на публичных торгах. Но 2 ноября в суд поступило совместное ходатайство сторон о готовности заключить мировое соглашение. Спустя месяц, 3 декабря, суд его утвердил и на этом основании прекратил производство по делу. А на днях стороны передали в суд совместное ходатайство об отмене мер по обеспечению иска, то есть о снятии ареста.
Объём возмещения, фигурирующий в соглашении, составляет $7,2 млн — это вдвое меньше, чем ПТП пытался взыскать с голландцев. Сумма должна быть переведена на счета ООО "Приморский торговый порт" в течение 45 дней. После окончания расчётов арест с танкера будет снят.
Не первый ремонт и не последний
ПТП входит в группу Новороссийского морского торгового порта, контролируемую на 62% "Транснефтью". Официальный представитель "Транснефти" Игорь Дёмин заявил "ДП", что подобные аварии в портах — "обычное дело". "У нас не первый раз ломаются причалы. Такие аварии, если не принять решения по работе с буксирами, продолжатся", — предположил Игорь Дёмин. Но комментировать подробности договорённостей с компанией из Нидерландов он не стал.
В ПТП тоже отказались от официальных комментариев. Но источник "ДП" в порту рассказал, что сразу после подписания мирового соглашения начались восстановительные работы повреждённой гавани. На данный момент водолазы проводят экспертизу, на основании которой в дальнейшем будут проводиться проектные работы. Сроки полного восстановления причальной стенки пока не определены.
По его словам, у порта Приморск большой профицит мощностей по перевалке, и отгрузка в целом на терминале не должна сократиться из–за остановки одного причала.
Другой источник "ДП" в отрасли говорит, что в этом, вполне возможно, и кроется слабость юридической позиции ПТП: доказать, что в условиях серьёзной недозагрузки порт имеет упущенную выгоду размером 735,5 млн рублей, было бы непросто.
Компромисс был неизбежен
Подобные инциденты уже случались в Приморске. К примеру, в 2016 году у греческого танкера "Посейдон" оборвался буксировочный трос. Судебный процесс длился несколько лет. Сейчас же порт быстро пошёл на уступки, не доводя дело до рассмотрения по существу.
"Учитывая нагрузку на судебный аппарат и судей в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленинградской области, иски и ходатайства нередко принимаются к рассмотрению спустя минимум неделю после их подачи. У судей обычно аншлаг на 1,5–2 месяца вперёд. Как видится со стороны, у ПТП сильная позиция: танкер можно было удерживать год–два, из–за чего ответчики несли бы значительные убытки. Но можно пофантазировать, что арест не был так надёжен. Ответчики могли бы заявить экспертизу на соответствие конструкций стандартам, предъявить замечания к регламенту, переложить вину в инциденте на истца или взыскать убытки из–за простоя танкера. А эти убытки, вероятно, превысили бы к моменту завершения дела размер требований истца", — отмечает арбитражный юрист Антон Поленов.
Танкер Nordindependence был спущен на воду в 2018 году. Судно приписано к порту Мадейра и работает под португальским флагом.