Сезон кикшеринга традиционно заканчивается с наступлением холодов. Пока ещё в городе можно встретить отдельных самокатчиков, но большая часть сервисов уже отправилась на зимовку.
Ещё год назад в Петербурге работало всего две шеринг–компании: Whoosh и станционный Samocat Sharing. В этом году рынок попробовали раскусить ещё восемь сервисов: Molnia, Eleven, Red Wheels, Busy–Fly, Urent, Bolt, "ПоПути" и ScooBee. Некоторые из них появились уже под конец лета или вовсе в середине осени.
Точки роста
Ещё летом назрела проблема перенасыщения улиц центральной части города самокатами. Жители Петербурга начали жаловаться, что стремительных и бесшумных "пешеходов на колёсах" стало слишком много. Где–то сервисы устраивали произвольные стоянки и перегораживали проход. Пользователи электросамокатов мешали как автолюбителям на магистралях, так и прохожим на тротуарах. Общее количество электросамокатов в Петербурге, согласно подсчётам "ДП", уже достигает почти 6 тыс. штук. На 1 тысячу жителей мегаполиса сейчас приходится как минимум один самокат, а это общепринятые нормы расчёта максимальной ёмкости рынка.
Однако игроки рынка считают, что в Петербурге однозначно есть куда расти. К тому же в следующем году явно не все из существующих сервисов продолжат работать, так что места хватит всем.
Для сервиса Urent 2020 год был пилотным, в Петербурге он запустился только в середине августа. В компании рассказали, что до конца сезона они смогли выставить 2500 самокатов, хотя начинали всего с 200. Высокий спрос сохранялся вплоть до конца ноября. В следующем году Urent планирует увеличивать количество самокатов в городе, открывать новые районы, чтобы повышать их транспортную доступность и удобство для жителей. "Также в следующем сезоне запустим несколько городов в Ленобласти, пока в планах Выборг, Пушкин, Сестрорецк", — уточняют в компании.
Сервис Whoosh начал работать весной с 750 самокатами, под конец сезона нарастив парк до 2500 единиц. "По улицам Петербурга вушбайки за этот сезон проехали 5 млн километров", — рассказывает пресс–секретарь Whoosh Юлия Камойлик. В следующем году в компании планируют расширяться, но не терять плотность покрытия территории. "Нам понравилось, как получилось с микрорайоном Кудрово, — видим, что жители начали ездить регулярно на самокатах утром и вечером", — уточняет она.
Пока зона поездок в основном сосредоточена в центральных районах Петербурга, потому что электросамокатами часто пользуются во время прогулок. Однако практически все кикшеринги отмечают, что рассматривают спальные районы как перспективное направление развития в следующем году, потому что их предложение становится не только развлечением, но и транспортом последней мили. "Всё, что оборудовано электродвигателем, будет частично вытеснять и заменять механические устройства. Это просто удобнее", — отмечают в Whoosh.
Делить или купить?
В этом году произошёл не только рост спроса на аренду. Многие петербуржцы решили приобрести собственный электросамокат. В "М.Видео" отмечают рост спроса примерно на треть в штуках по сравнению с прошлым годом.
"Около 80% приобретённых средств передвижения пришлось на электросамокаты, порядка 20% — на гироскутеры и моноколеса, ещё 1% — на электровелосипеды", — добавляют в пресс–службе ретейлера. Категория набирает популярность у взрослых пользователей как экологичная и мобильная альтернатива автомобилю или городскому транспорту.
Но представители рынка кикшеринга уверены, что их модель будет становиться всё популярнее, так как арендовать проще, чем владеть своим самокатом или велосипедом. Собственный электротранспорт требует технического обслуживания, зарядки, хранения. К тому же не очень удобно перемещаться с самокатом в метро. "Это как любая вещь, которую ты используешь очень мало. Самокат — в среднем пару раз в день / неделю / месяц. Если он используется как транспорт последней мили, а не является хобби, плюсы кикшеринга очевидны — под рукой всегда есть самокат, который можно арендовать, но его не нужно обслуживать и можно просто оставлять на улице", — считает Юлия Камойлик.
Жезл регулировщика
Сверхинтенсивному развитию рынка в следующем году может помешать законопроект, разрабатываемый сейчас в Минтрансе, а также готовящиеся изменения в правила ПДД. Новые нормы будут касаться не только сервисов аренды, но и частных владельцев. Среди прочего планируется ограничить скорость передвижения.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев отмечает, что в связи с падением доходов из–за пандемии потребуется пересмотр процента прибыли, компаниям нужно будет сокращать затраты и устанавливать разумные тарифы.
"Однако явно можно сказать, что присутствие услуги в Ленинградской области (в районных центрах, по крайней мере) может быть хорошим вариантом для расширения бизнеса, — считает аналитик. — Пока же понятно только то, что кикшеринг может потеснить другие виды проката. Например, забрать долю рынка у велосипедного транспорта".
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал говорит, что ограничением для территориальной экспансии будет являться недостаточная развитость транспортной инфраструктуры (наличие дорожек, стоянок), а также высокие цены. Если в следующем году компаниям удастся сохранить текущие расценки, то рынок кикшеринга в Северной столице имеет все шансы увеличить объёмы выручки на 25–30% к этому году.
"Мы думаем, что следующий год будет годом активного развития кикшеринга и в городе продолжат появляться новые сервисы", — говорят в Urent. А вот насыщение рынка, по мнению компании, произойдёт лишь в 2022 году. Пока же кто–то из новых игроков может не справиться с конкуренцией и уйдёт.
Учитывая, что некоторые новички кикшеринга открылись в Петербурге поздней осенью, только весной следующего года станет понятно, кто из них останется на рынке, а кто будет вынужден его покинуть. По мнению экспертов, для нормального запуска и развития сервиса в этой нише нужны серьёзные средства — от 30 млн рублей. Кроме того, в следующем сезоне могут вырасти и затраты прокатных компаний. Дорожает текущее обслуживание парка, ремонт, запчасти. "Наверняка на рынке останутся только самые крупные участники, которые работают не первый год. Они могут пойти по пути поглощения более молодых и слабых конкурентов", — заключает Деев.