Вчера на совещании с участием КГИОП должна была обсуждаться возможность исключения из охранных зон квартала на Лиговском проспекте — бывших складов Кокоревых, на месте которых планируют построить вокзал. Рассмотрение вопроса по существу не состоялось, сообщили в КГИОП. Снос складов, особенно в контексте долгой предыстории этого проекта, может вызвать крупный городской скандал.
Вокзал необходим для Высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Петербургом и Москвой — проекта еще 1990–х годов, о котором периодически вспоминали и реанимировали в прошлом году, после чего стали активно прорабатывать.
Поиск места для терминала оказался самым сложным во всём процессе — большинство остальных вопросов принципиально уже решены.
Утверждение планировки задерживается, так как устраивающий РЖД и Смольный вариант создаёт труднопреодолимые законодательные препятствия.
В РЖД приоритетным в этом году выбрали пятно с бывшими складами Кокоревых (они же склады Северного страхового общества) на Лиговском пр., 52. В Смольном предварительно согласились.
"Новый вокзал для приёма скоростных поездов в Петербурге планируется построить на месте бывших складов Северного страхового общества. Этот участок вплотную примыкает к действующей железной дороге около путей станции Санкт–Петербург–Главный", — сообщили в городской администрации по итогам состоявшегося неделю назад заседания научно–технического совета РЖД с участием Александра Беглова.
Однако все хорошо помнят, что предыдущая попытка построить вокзал для ВСМ закончилась сносом целого квартала исторических зданий на Лиговском пр., на месте которых долгие годы существовал котлован, именуемый горожанами просто "ямой", а теперь стоит ТРК "Галерея".
Но проблема заключается в том, что по закону сносить склады нельзя, а потому документально оформить такое решение не удаётся. Хотя сами они не признаны памятниками, но являются историческими зданиями и находятся в зоне регулирования застройки, в которой снос исторических зданий по действующим нормам не допускается.
По данным источников "ДП", для реализации проекта идёт лоббирование по крайней мере частичного исключения складов из этой зоны либо установления в ней особого режима использования. Это возможно только путём внесения поправок в закон № 820–7 "О границах объединённых зон охраны…". В КГИОП ранее подтверждали "ДП", что сейчас идёт "плановая работа по уточнению отдельных положений" этого закона. По поводу терминала оперативные комментарии в комитете не предоставили. Впрочем, в любом случае поправки будут утверждаться и на федеральном уровне — министерством культуры. Для согласований может потребоваться несколько месяцев.
Работаем плотно
Разработкой проекта терминала занимается "Ленгипротранс". Источники "ДП" в этой организации говорят, что окончательное решение по планировке должно быть принято к концу января. Определиться хотели раньше, но до последнего времени решение откладывалось. "Работаем плотно с соответствующими профильными комитетами. Возникает масса вопросов и у комитетов, и у РЖД. Мы стоим как бы между ними", — говорит источник. По некоторым данным, Москва просит форсировать проект.
По нынешней концепции под железнодорожную инфраструктуру ВСМ будет задействовано шесть путей. Как приоритетный прорабатывается вариант частичного внедрения складов в новый вокзал. Выбранное место удобно ещё и тем, что позволит организовать быструю пересадку на перспективную станцию метро "Лиговский проспект — 2". Кроме того, из него можно будет организовать выход на противоположную сторону путей, к Военной ул. К старому зданию Московского вокзала думают пустить траволатор.
И ещё площадь
Для реализации проекта рассматривается снос выходящего на Лиговский пр. фабричного корпуса советских времён (лит. К), а также здания 1916 года постройки позади него (лит. А). Снос последнего учтён утверждёнными КГА в 2011 году красными линиями в рамках проекта планировки территории, который делали для застройки бывшего завода Сан–Галли. Однако распланированные тогда улицы не укладываются в предпроектные предложения железнодорожников (хотя предусмотренная генпланом пробивка ул. Черняховского к Военной ул. концепцией учитывается). Ради пробивки ул. Черняховского со строительством путепровода над путями, судя по всему, потребуется снести старинные корпуса Н, Х и И. Изменение градостроительных задумок, очевидно, стало предметом торга РЖД с КГА. В идеале проектировщикам хотелось бы создать площадь перед новым терминалом.
Вторым этажом
Концепции реконструкции Московского вокзала для поездов ВСМ, про которую периодически вспоминали, разрабатывались с 2008 года. Над ними работала, в частности, мастерская "Урбис СПб" Олега Харченко. Тот проект предполагал пешеходную галерею к Московской–Товарной (на месте неё теперь ЖК "Царская столица"), между домом Перцова и существующей застройкой. Затем "Студия 44" Никиты Явейна предлагала двухуровневый перрон на самом Московском вокзале. По данным источников, такой вариант до сих пор рассматривается в качестве одного из альтернативных. Однако он увеличивает нагрузку на существующее здание вокзала.
По другому альтернативному варианту терминал построят не к западу от путей, со стороны складов, а к востоку. Но на этом месте стоят административные здания самих РЖД. Есть и компромиссный план, когда выход в сторону складов обеспечивается, но проект реализуется менее масштабно.
На этом фоне, по данным "ДП", недавно был назначен новый начальник Московского вокзала. Им (в статусе и.о.) стал Сергей Фёдоров, прежде руководивший Финляндским вокзалом и курировавший его реконструкцию перед чемпионатом мира по футболу. Теперь на его столе стопка папок с проектами по Московскому. "Планов громадьё, но надо разобраться, пока говорить про всю эту фантастику я не готов. Сроки разные, что–то чуть ли не завтра, что–то через 10 лет", — рассказал он "ДП".
"Завершить строительство магистрали планируется к концу 2027 года. В 2024–м будут завершены работы и введены в эксплуатацию выходы из Москвы и Санкт–Петербурга", — сообщил на днях замгендиректора РЖД Сергей Кобзев.