Недавно с некоторым удивлением понял, что музыкантов Берлинского филармонического оркестра в лицо знаю лучше, чем наших, будь то ЗКР Филармонии или Мариинка. Нет, оркестр Мравинского пока ещё помню хорошо и люблю больше, у них голоса были ярче, но всё же.
Играют берлинцы превосходно, включённость феноменальная, за дирижёром идут феерически, показывают их отменно. Новогодний карантин доведёт эту ситуацию до предела. Смотреть оперы онлайн давно уже стало делом привычным, а теперь и обычным для очень многих людей. Способов тьма, от легальных до не очень, но суть дела именно в том, что привыкаешь, и более того — к лучшему.
И как раз тут–то и понимаешь, как оправданна вся западная модель блочных спектаклей, найти отличную "Тоску" или "Травиату" элементарно, а вот реальный спектакль — в опасности. Любой слушатель может теперь сказать, так ведь там–то и там–то лучше. Потому и собирают звёзд, потому и находят редкости, к которым зрители ещё не привыкли, ими манят. Одна из причин успеха барочных опер именно в этом: и музыка незнакомая, и характер звука, и голоса. А живьём пробирают ещё больше.
В записи даже иногда не верится в саму возможность так спеть, а жизнь вдруг доказывает, что, к примеру, контратенорам это правда под силу. И они становятся всё виртуозней, тот же Франко Фаджоли в начале карьеры и сейчас несопоставимы, голову сносит от фиоритур.
Нет, бесспорно, если в театре есть дива, то тогда всё нормально. Нетребко хороша не только голосом, но полнотой присутствия, она всю сцену заполняет. Но к нам она зачастила только потому, что там многие театры закрыты.
А потому результат прост — театр становится либо местом светской жизни (а для этого опять же нужна звезда), либо местом культурного досуга, советская привычка срабатывает. Искусство как пришло в массы, так их и не покидает. И когда Гергиев вдруг решается дирижировать "Летучей мышью", вздрагиваешь, пугаешься за него, ведь не Караян же.
С Моцартом не смог справиться, где уж с Иоганном Штраусом, там лёгкие руки нужны и насмешливо–нежные, а уж какая выделка интонаций! Но "Летучая" пойдёт по–русски, а потому и превратится в советский фильм–оперетту 50–х, аншлаг обеспечен. Ну шарма настоящей оперетты вряд ли достигнут, уж больно это сложно, но хиты–то споют. Развлечение хоть куда.
Правда, есть одно искусство, которому онлайн не грозит. Балет на экране любопытен, но на полную мощь не работает, ну никак. Нет, снять можно, но тут–то и становится ясно, что пространство нужно и воздух. И потому великий мастер пиара В. Кехман прав. То он отменит балеты, то вернёт в репертуар по просьбам врачей, а "Щелкунчика"" онлайн покажет прямо перед Новым годом.
В трансляции балета видно, что столько всего за кадром, столько дыхания там, что в театр и захочется. Одна моя знакомая мило называет всё это "джигитал–эпохой". Смешное название, но точное. А потому теперь от театров особая вольтижировка и требуется.