Петербург и Ленобласть в этом году обходятся без пышных корпоративов. Несмотря на то что бизнес в городе и регионе поставили в одинаковое положение в связи с пандемией, рестораторы и отельеры Северной столицы пострадали больше, чем соседи. В Петербурге основную прибыль с новогодних корпоративов получают кафе и рестораны. В области она достаётся загородным базам активного отдыха.
Владельцы загородных коттеджей и курортов Ленинградской области предлагают клиентам альтернативные варианты проведения праздничных мероприятий. Петербуржцы и жители 47–го региона не против. Тенденция на загородный отдых набирала обороты с начала весны, а на зимние праздники получила ещё один толчок к развитию в связи с введением новых ограничительных мер. В Северной столице всё не так радужно.
Первые новогодние ограничения в Петербурге ввели с 14 ноября. Смольный запретил проведение любых мероприятий численностью более 50 человек. Уже тогда рестораторы поняли, что в этом году они обречены потерять сверхприбыли, которые традиционно приносили корпоративы в преддверии зимних праздников.
Далее ситуация для бизнеса только ухудшилась. 2 декабря власти ввели очередные удушающие ограничения, согласно которым с 25 по 29 декабря и с 4 по 10 января кафе и рестораны смогут принимать гостей лишь до 19:00, а с 30 декабря по 3 января общепит будет полностью закрыт.
Генеральный директор гостиницы "Охтинская" Игорь Богданов говорит, что в компании даже не могут оценить все убытки от отсутствия новогодних корпоративов. Потери не считают, чтобы "не портить себе настроение".
В то же время у желающих провести корпоратив появились планы на рестораны в соседнем регионе. Однако 2020 год доказал, что на лучшее можно уже не надеяться.
Ещё в конце ноября губернатор 47–го региона Александр Дрозденко отмечал, что не планирует ограничивать работу бизнеса. Тем не менее изменения в постановление правительства вступили в силу 8 декабря. Новый запрет коснулся проведения не только корпоративных мероприятий, но и общественных праздников в кафе и ресторанах.
Соответственно, занимающиеся ивентами областные компании начали терять потенциальные доходы. В отделе продаж загородного клуба "Дача" рассказали, что уже разорвано 10 соглашений. Стоимость аренды банкетного зала на 250 человек составляет 500 тыс. рублей, так что за неделю со дня введения ограничений предприятие потеряло около 5 млн рублей.
Впрочем, для клиентов, которые готовы променять официальный стиль на другую активность, есть варианты. В пресс–службе коттеджного комплекса "Шале Рояль" рассказали, что ресторан не работает с начала весны, однако клиентов это не смущает — вместо красивых платьев и костюмов они надевают халаты и идут жарить шашлыки. Аналогичная ситуация со сменой предпочтений наблюдается на горнолыжных курортах. "Мы предлагаем компаниям альтернативу — сертификаты на услуги курорта. Используя их, сотрудники компаний могут приехать отделами и провести небольшие корпоративы на открытом воздухе", — рассказала "ДП" генеральный директор курорта "Охта Парк" Ксения Слугина.
Впрочем, по её словам, спад спроса всё же сказывается на бизнесе: в корпоративном секторе снижение спроса составило 50%, в частном — 30%.
Накормили завтраками
Петербургские рестораторы и отельеры ожидали, что многие компании захотят устроить корпоративы до вступления в силу новых ограничений с 25 декабря. Кто–то надеялся на формат дневных корпоративных мероприятий до 19:00 — что–то вроде позднего завтрака. Но чуда не случилось.
Как отмечает гендиректор гостиницы "Адмиралтейская" Ольга Киселёва, корпоративов в этом году "нет от слова “совсем”". Причём связано это не только с ковидными ограничениями, но и с банальной нехваткой средств. "Наши убытки — это 100% выручки от корпоративов", — заключает Ольга Киселёва.
В гостинице "Охтинская" тоже говорят о 100%–ных убытках этого направления. "Все корпоративы аннулированы, даже те, которые бронировались ещё летом. Днём обычно проводились детские мероприятия, но сейчас и они запрещены", — комментирует гендиректор гостиницы Игорь Богданов.
По словам владельца сети "Каха бар" Алексея Тэна, в прошлом году у них организовала корпоратив 21 компания, в этом — четыре. По данным Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада, до пандемии на новогодние праздники могло приходиться от 25 до 40% годовой выручки общепита — в зависимости от того, на какую категорию ориентирован ресторан. У гостиничного бизнеса показатель разнится — как правило, загрузка отелей доходит до 100%, а это повышение стандартной заполняемости номеров на 30% от непраздничных дней. По оценке опрошенных "ДП" экспертов, выручка от новогодних каникул давала возможность спокойно жить до марта.
В Ленобласти ситуация складывается иначе. Эксперт классификации средств размещения Ленинградской областной ТПП Светлана Конева отмечает, что объекты в 47–м регионе имеют высокую заполняемость. "Можно предположить, что при этом и общепит работает в плюс", — говорит она.
Не только Zoom
Вместо шумного застолья в ресторане многие компании стремятся развлечь своих сотрудников в онлайне. Так, X5 Retail Group взяли за основу фильм "Один дома", иронично переименовав его в "Не один дома". В стиле этой рождественской истории прорисован дизайн лендинга, где собраны все активности для сотрудников. Это соответствует всемирному тренду 2020 года. "Пример — LG Innovation Days 2020 провели на Areena Virtual Space, а ООН выбрали TheVirtual.Show для своего следующего ивента (SDG Action Zone). Такие платформы можно использовать и для неформальных мероприятий. Например, проводить мероприятия на виртуальных площадках, создавая атмосферу масштабного события", — говорит генеральный директор event–агентства Advanza Антон Зима. Действие может напоминать компьютерную игру, в которой каждый участник активно взаимодействует с коллегами и с пространством в виде виртуального персонажа. "В будущем, когда офлайн–мероприятия будут доступны, онлайн станет дополнением к привычному формату, позволяя собрать вместе людей, невзирая на расстояния", — заключает он.
Однако озолотиться у организаторов онлайн–ивентов не получится. Участники рынка отмечают, что организация профессиональной трансляции может начинаться от 60 тыс. рублей, а стоимость проведения мероприятия от 500 человек длительностью около 4 часов — от 90 тыс. рублей. По словам соучредителя Ассоциации прокатных компаний Петербурга Александра Корчагина, с конца ноября по конец декабря 10 крупных технических компаний отработали всего по 10–30 онлайн–корпоративов разного формата. "При этом средний бюджет колебался в пределах 150 тыс. рублей, а редкие 300 тыс. можно назвать удачей", — поясняет он.